Дата публикации

Эксперты о важности поддержки электротранспорта в Беларуси

Президент подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». Прогрессивность и своевременность этого документа предстоит осознать и оценить практически каждому. Собрав все лучшее, что уже наработано в странах, двинувшихся к электрическому будущему чуть ранее, президентский указ создал существенный задел для этого будущего и в Беларуси.

Документ предусматривает меры, которые призваны стимулировать спрос на электромобили, создание в стране соответствующей зарядной и сервисной инфраструктуры. Как сообщает пресс-служба Президента, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физическим лицам не придется уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Кроме того, владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках.

Производители электромобилей и электрозарядных станций, а также эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет в порядке, установленном Налоговым кодексом. Освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси.

Кроме того, производственному объединению «Белоруснефть» без проведения аукциона будут предоставлены в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов. При этом затраты на строительство зарядных станций могут безвозмездно передаваться на баланс юридического лица, на учете которого находятся эти объекты, и включаться заказчиком (застройщиком) в состав внереализационных расходов. При получении согласия землепользователя земельные участки для установки зарядных станций будут предоставляться без их изъятия из земель общего пользования.

Электротранспорт в БеларусиТеме экологии и бережного отношения к природе в последние годы Александр Лукашенко уделяет повышенное внимание. И пока в других странах эти вопросы зачастую используются для политического пиара либо в качестве предмета для дискуссий в обществе, в Беларуси уже предприняты реальные шаги.

Принятие этого указа важное условие не только для изменения институциональной среды развития электрического автотранспорта, но и для создания совершенно новой реальности, связанной с формированием нового будущего для Беларуси. Такое мнение высказал «СБ. Беларусь сегодня» аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин:

— Предусмотренные меры являются передовыми. Они говорят о том, что руководство страны учитывает тренды, которые будут актуальны через 10 — 15 лет. Электрический транспорт является безальтернативным на ближайшее будущее. В условиях развития современных технологий он не только экономичен и экологичен, но и создает условия для формирования принципиально новой инфраструктуры: сети новых заправок, системы передачи электроэнергии. С вводом в эксплуатацию БелАЭС для Беларуси актуальным вопросом становится реализация полученной электроэнергии. И одним из ключевых направлений является в том числе и развитие электротранспорта — как личного, так и общественного и грузового.

На этот аспект аналитик БИСИ обращает особое внимание:

— Наряду с развитием легкового и общественного электротранспорта в США, например, ведутся разработки и уже есть первые образцы грузового электротранспорта, различных пикапов — то есть бизнес-автомобилей. Это направление мне видится наиболее перспективным, ведь бизнес всегда реагирует на себестоимость перево­зок. Использование электротранспорта будет способствовать минимизации внутренних издержек, поэтому именно бизнес будет поддерживать внедрение электротранспорта.

Профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин напоминает, что и первый в истории человечества автомобиль был электрическим. А для современной Беларуси с учетом предстоящего запуска АЭС и ситуации с энергоресурсами новый указ весьма дальновидное решение, отвечающее общей стратегии развития. И способное еще больше улучшить имидж Беларуси на международной арене:

— Достаточно вспомнить Парижское климатическое соглашение о сокращении выбросов парниковых газов, которое мы подписали в 2015 году. Формирование в центре Европы экологически чистой страны — это формирование совершенно новой идеологии жизни и парадигмы. Принятый указ — продуктивное решение, которое скажется лучшим образом и на благополучии людей, на их здоровье. Будущее за электромобилями, это сомнений не вызывает. Это платформа для перспективного развития Беларуси.

Электротранспорт в Беларуси

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

ПО «Белоруснефть» планирует открыть 180 быстрых электрозарядных станций в 2020 году;

сегодня в Беларуси 251 быстрая электрозарядная станция (ЭЗС);

на каждый электрокар в стране приходится 1,4 ЭЗС.