Президент подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». Прогрессивность и своевременность этого документа предстоит осознать и оценить практически каждому. Собрав все лучшее, что уже наработано в странах, двинувшихся к электрическому будущему чуть ранее, президентский указ создал существенный задел для этого будущего и в Беларуси.
Документ предусматривает меры, которые призваны стимулировать спрос на электромобили, создание в стране соответствующей зарядной и сервисной инфраструктуры. Как сообщает пресс-служба Президента, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физическим лицам не придется уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Кроме того, владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках.
Производители электромобилей и электрозарядных станций, а также эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет в порядке, установленном Налоговым кодексом. Освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси.
Кроме того, производственному объединению «Белоруснефть» без проведения аукциона будут предоставлены в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов. При этом затраты на строительство зарядных станций могут безвозмездно передаваться на баланс юридического лица, на учете которого находятся эти объекты, и включаться заказчиком (застройщиком) в состав внереализационных расходов. При получении согласия землепользователя земельные участки для установки зарядных станций будут предоставляться без их изъятия из земель общего пользования.
Теме экологии и бережного отношения к природе в последние годы Александр Лукашенко уделяет повышенное внимание. И пока в других странах эти вопросы зачастую используются для политического пиара либо в качестве предмета для дискуссий в обществе, в Беларуси уже предприняты реальные шаги.
Принятие этого указа важное условие не только для изменения институциональной среды развития электрического автотранспорта, но и для создания совершенно новой реальности, связанной с формированием нового будущего для Беларуси. Такое мнение высказал «СБ. Беларусь сегодня» аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин:
— Предусмотренные меры являются передовыми. Они говорят о том, что руководство страны учитывает тренды, которые будут актуальны через 10 — 15 лет. Электрический транспорт является безальтернативным на ближайшее будущее. В условиях развития современных технологий он не только экономичен и экологичен, но и создает условия для формирования принципиально новой инфраструктуры: сети новых заправок, системы передачи электроэнергии. С вводом в эксплуатацию БелАЭС для Беларуси актуальным вопросом становится реализация полученной электроэнергии. И одним из ключевых направлений является в том числе и развитие электротранспорта — как личного, так и общественного и грузового.
На этот аспект аналитик БИСИ обращает особое внимание:
— Наряду с развитием легкового и общественного электротранспорта в США, например, ведутся разработки и уже есть первые образцы грузового электротранспорта, различных пикапов — то есть бизнес-автомобилей. Это направление мне видится наиболее перспективным, ведь бизнес всегда реагирует на себестоимость перевозок. Использование электротранспорта будет способствовать минимизации внутренних издержек, поэтому именно бизнес будет поддерживать внедрение электротранспорта.
Профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин напоминает, что и первый в истории человечества автомобиль был электрическим. А для современной Беларуси с учетом предстоящего запуска АЭС и ситуации с энергоресурсами новый указ весьма дальновидное решение, отвечающее общей стратегии развития. И способное еще больше улучшить имидж Беларуси на международной арене:
— Достаточно вспомнить Парижское климатическое соглашение о сокращении выбросов парниковых газов, которое мы подписали в 2015 году. Формирование в центре Европы экологически чистой страны — это формирование совершенно новой идеологии жизни и парадигмы. Принятый указ — продуктивное решение, которое скажется лучшим образом и на благополучии людей, на их здоровье. Будущее за электромобилями, это сомнений не вызывает. Это платформа для перспективного развития Беларуси.
Только цифры:
- ПО «Белоруснефть» планирует открыть 180 быстрых электрозарядных станций в 2020 году;
- сегодня в Беларуси 251 быстрая электрозарядная станция (ЭЗС);
- на каждый электрокар в стране приходится 1,4 ЭЗС.