В рамках работы международной научно-практической конференции «Современное медиапространство: тенденции развития и практики изучения» был организован круглый стол «Оnline research: цифровая социология и новые направления измерения аудитории сетевых ресурсов». В научной дискуссии приняли участие представители Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Центра прикладной социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Белорусского института стратегических исследований, ООО «ЭМПИ СОЛЮШНС», Института социологии НАН Беларуси и др. Руководство круглым столом осуществлял заместитель директора по научной и инновационной работе Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент Николай Сухотский.
Доклад ведущего социолога Центра прикладной социологии Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Ткача был посвящен проблеме эвристического потенциала когнитивного картирования онлайн сообществ. Спикером были рассмотрены вопросы специфики реализации когнитивного картирования для анализа онлайн-сообществ юридической помощи в социальной сети ВКонтакте. С точки зрения социолога, разработанный метод когнитивного картирования отвечает на конкретные вопросы – какие темы поднимаются в дискуссии и, как разворачивается дискуссия. Направлением дальнейших исследований ученому видится валидация полученных выводов в иных тематических онлайн-сообществах.
Выступление эксперта Белорусского института стратегических исследований Александра Русаковича было посвящено возможностям информационно-аналитической системы мониторинга «ИнфоМетрика», которая является собственной разработкой БИСИ. Как отметил эксперт, данная система позволяет оперативно осуществлять анализ информационной повестки, маркетинговый анализ рынка, брендмониторинг, в целом определять медийные тренды. В ходе выступления отмечены основные преимущества системы «ИнфоМетрика»: автоматический мониторинг публикаций интернет-ресурсов, социальных сетей, профессиональных форумов и мессенджеров; количественный и качественный анализ информации по любым, в том числе узкопрофессиональным, критериям; доступ к архивным данным без ограничения срока (с момента начала работы системы); возможность настройки объектов мониторинга; составление персонального каталога избранных публикаций; экспорт результатов обработки данных; формирование пользовательских отчетов; доступ к системе посредством браузера из любой точки с доступом к Интернету; графическая визуализация результатов обработки данных.
В выступлении старшего научного сотрудника кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидата филологических наук Кристины Зуйкиной были представлены некоторые наблюдения автора относительно проведения ряда экспериментов по изучению восприятия онлайн-аудиторией разных типов контента с использованием краудсорсинговой платформы «Яндекс.Толока». Выделены основные преимущества данной платформы по сравнению с аналогичными на рынке (формирование задания под свои исследовательские цели, возможность сегментации аудитории, относительно невысокая стоимость реализации), обозначены ключевые проблемы при работе с платформой.
Заместитель директора по маркетингу ООО «ЭМПИ СОЛЮШНС», кандидат социологических наук Ольга Фаблинова в своем выступлении рассказала про маркетинговые инструменты, предоставляемые торговой площадкой Amazon продавцам маркетплейса. К таковым, в частности, относится анализ трафика и поисковых запросов, демографический портрет покупателей; данные о продуктах, наиболее часто приобретаемых одновременно с продуктами бренда; RFM-сегментирование и A/B-тестирование. Кроме того докладчик уделил особое внимание роли продуктовых исследований, самостоятельно проводимых владельцами брендов на Amazon.
Все представленные в рамках круглого стола исследовательские практики относятся к «цифровой социологии» (англ. digital sociology) – нового для мировой и белорусской науки междисциплинарного направления научно-практической деятельности, опирающегося на историю изучения Интернета, информации и коммуникации, теорию медиа и культурные исследования, социологию науки и технологии, мониторинговые исследования и компьютерную науку.