Дата публикации

Медиапредпочтения белорусов: ключевые тенденции

Согласно государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 гг., количество Интернет-пользователей на 100 человек в 2020-м должно было составить 77%. Однако охват Интернетом в Беларуси растет заметно быстрее, что потребовало обновления прогнозов. Так, на конец текущего года показатель ожидается на уровне 82,5%. Данные количественные показатели, безусловно, впечатляют. К тому же Интернет-ресурсы в последние годы стали одним из самых мобильных и удобных способов получения информации. Однако более важным вопросом является качество информации белорусского сегмента Сети, что актуализирует изучение интернет-предпочтений населения.

В связи с этим интересны результаты совместного социологического исследования БИСИ и учебно-научно-исследовательского кластера «Общественное мнение» (УНИК ОМ) факультета философии и социальных наук БГУ. Так, по итогам опроса социологами были выделены следующие основные тенденции в медиапредпочтениях белорусов:

  • сегодняшние предпочтения пользователя характеризуются многоканальностью, так как включают в себя получение информации через государственные и негосударственные ресурсы, Telegram-каналы, социальные сети, поисковые системы;
  • оперативность в подаче новостей является важнейшим фактором для современного пользователя Сети. При этом негативными индикаторами для медиа, по мнению аудитории, являются субъективизм, «желтые» заголовки, противоречивость информации, излишняя цензура и др.;
  • информационные ресурсы помимо новостной ленты должны содержать востребованную нормативную правовую информацию по широкому кругу вопросов;
  • сегодня наиболее тематически интересными для активного белорусского пользователя являются ресурсы, удовлетворяющие его, в первую очередь, в получении политической, социально-экономической и культурной информации;
  • в связи с тем, что у большинства пользователей основным техническим устройством для чтения новостей является смартфон, наиболее выигрышными являются ресурсы с удобным интерфейсом под данный тип гаджета;
  • достаточно негативно воспринимается перегруженность информационных ресурсов рекламой, так как для части пользователей это является существенным недостатком;
  • современные ресурсы должны предлагать посетителям возможности подписки и электронного обращения; нежелательна ситуация, когда после посещения ресурса пользователю в браузере присылаются уведомления (оповещения на рабочий стол, на электронную почту) без его разрешения.

Исходя из вышесказанного, сегодня наиболее привлекательным ресурсом для белорусского пользователя являлся бы портал с современным дизайном, удобным и понятным интерфейсом для мобильной версии, содержащий оперативную информацию об актуальных политических, экономических, культурных событиях в стране.