Принимая во внимание исторический опыт проведения Всебелорусского народного собрания, в ходе своего доклада Глава государства предложил придать форуму конституционный статус. Это означает, что Всебелорусское народное собрание может быть обозначено в Основном законе как высшая форма демократии, не подменяя при этом ни один из действующих государственных органов. За Всебелорусским народным собранием могут быть закреплены исключительные полномочия, которые «вызрели» исходя из современной внешне- и внутриполитической ситуации.
Абсолютно разделяя позицию Главы государства, считаю, что к полномочиям Всебелорусского народного собрания могут быть отнесены такие, как определение основных направлений внешней политики, в том числе в рамках интеграционных процессов с участием Республики Беларусь; определение приоритетных направлений социально-экономического развития; вопросы конституционного реформирования, включая полномочия высших государственных органов, механизмы перераспределения полномочий, пути взаимодействия власти и общественных групп; политика в области обеспечения суверенитета, независимости и территориальной целостности; политика в области сохранения национальной идентичности, включая вопросы защиты исторической памяти, признания государственных символов, статусов нашей страны. Следует отметить, что многие из перечисленных полномочий Всебелорусское народное собрание традиционно выполняет на протяжении всего периода своего функционирования.
В результате предлагаемого нововведения Всебелорусское народное собрание может стать зонтичным механизмом обеспечения стабильности и баланса ветвей власти в период совершенствования общественно-политической системы.
Дата публикации