Дата публикации

Политические технологии в «гибридных войнах»

В последнее десятилетие понятия «гибридной войны» и «гибридной агрессии» получили в политическом дискурсе своеобразную популярность, однако единых подходов к их трактовке пока не выработано.

В некоторых подходах в понятии «гибридной войны», наряду с пропагандой, сочетаются такие радикальные методы, как террористические акты и локальное применение военной силы. С активным развитием средств массовой коммуникации (Интернет, мессенджеры, Telegram-каналы, видеохостинги и др.) «гибридные войны» все чаще анализируются через призму войн информационных.

В этой связи следует отметить тенденцию отождествления понятий «гибридной войны» и политических технологий, которые в самом общем виде определяются как совокупность многочисленных инструментов и методов воздействия на общество. Главной целью этих инструментов, как правило, является формирование мотивации человека: потребностей, норм, ценностей, стереотипов, определяющих в итоге его поведение. В условиях так называемых «гибридных войн» чаще других применяются мобилизационные технологии. Механизм их действия в большинстве случаев основывается на противопоставлении «свой–чужой», «друг–враг». Консолидация общества «за» или «против» кого- или чего-либо обостряет чувство общности как основы любого вида коллективной идентичности (гражданской, религиозной, национальной).

«Вбросы», мемы, fake news апеллируют к эмоциональному восприятию явлений и событий, побуждающему к сиюминутному действию. Это приближает подобные инструменты к таким поведенческим концепциям, как бихевиоризм и этология, суть которых состоит в обращении к природным инстинктам человека, выстраивании простой цепочки «стимул–реакция», «побуждение–действие». В большинстве случаев они ориентированы на манипуляцию, т. е. скрытое управление общественным сознанием.

Противодействие подобным манипуляциям непосредственно в информационном поле малоэффективно, к тому же требует постоянного задействования значительных как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Наиболее эффективной мерой в этой связи является выработка собственного «информационного иммунитета» – невосприимчивости к внешним негативным воздействиям.

Со временем такой иммунитет в любом случае будет приобретен обществом эволюционным путем. Например, телереклама или «черный» PR уже давно не оказывает на потребителя информации столь явного мотивирующего воздействия, как двадцать или тридцать лет назад. Однако ускорению процесса будет способствовать формирование информационной грамотности аудитории, способностей анализа и оценки предлагаемого контента. Понимание обществом сущности коммуникационных процессов и природы действия деструктивных механизмов существенно снижает риски, связанные с развитием информационной сферы.

Устоявшейся и бесспорной нормой школьной программы является привитие ученику навыков анализа, разбора и интерпретации литературного произведения. Дополнительная опция по обучению различным видам и формам информации поможет повысить как устойчивость общества к различного рода «вбросам», так и качество своей повестки в информационном поле.

Image
Политические технологии

Политические технологии в современных «гибридных войнах» // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2019. – №1. – С. 36–39.