В условиях жесткого санкционного воздействия и попыток «выключить» нашу страну из международных экономических потоков продовольственная безопасность становится основой устойчивого социально-экономического развития и важнейшим элементом экономической и национальной безопасности.
В ближайшей перспективе необходимо выполнить ряд программных задач в АПК, заготовить зернофураж для животноводства с учетом требований рационов, обеспечивающих высокий уровень продуктивности по молоку и мясу. Не менее важными являются вопросы импортозамещения в отрасли. В частности, Президент поднял крайне важную тему по расширению посевов подсолнечника, ведь на данный момент мы импортируем значительные объемы подсолнечного масла. Кроме того, ограничение внешней торговли, а также необходимость поддержки граждан (в том числе категории самозанятых, деятельность которых регулируется новым налоговым законодательством) ставят на повестку дня задачу создания оптимальных механизмов, при помощи которых фермеры смогут обеспечить торговые сети овощами и фруктами.
Ранее торговые сети сотрудничали только с предпринимателями, что было необходимо для обеспечения налогового контроля. Кроме того, частные лица не могли обеспечить большие партии одинакового товара, с которыми любят работать торговые сети. Одним из решений первой проблемы может стать предоставление самозанятым гражданам возможности оформления техдокументации. Данный статус позволит заключать договоры с юридическими лицами и в упрощенном порядке платить налоги. Для решения проблемы объемов фермерских товаров может быть введена отдельная категория, позволяющая дополнить ассортимент с упором на качество, но по несколько более высокой цене. Приемлемая цена будет стимулировать выпуск в нужных для сетей объемах. В целом, более успешной инсталляции самозанятых в сельскохозяйственный бизнес может способствовать специальный закон о реализации фермерских продуктов через торговые сети.
Для выполнения указанных выше задач необходимо помнить, что продовольственная безопасность является в большей степени макроэкономической проблемой, поскольку связана с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией денежных доходов населения, состоянием рыночной инфраструктуры.
Действительно, если в развитых странах станут есть меньше, в третьем мире еды от этого не прибавится: сегодняшняя ситуация с голодом – это следствие недостаточной покупательской способности, а не недостаточного количества еды в мире. Точно так же, закрыв сельское хозяйство стран «первого» мира, мы не поможем развить его в третьем мире.
Согласно принятым в мире подходам, продовольственная безопасность – это состояние, при котором все люди той или иной страны в каждый момент времени имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточной в количественном отношении питательной пище, отвечающей их потребностям и необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В этом смысле мы должны учитывать, что достижение и сохранение продовольственной безопасности связано не только с количеством литров и килограммов, поставляемых на внешние и внутренние рынки, но также с комплексом системных мер, обеспечивающих макроэкономическую стабильность в стране, включая создание условий для роста доходов населения, обеспечение эффективной занятости на селе, создание специальных регуляторных барьеров, заграждающих импорт инфляции по продовольственным группам товаров, а также построение инновационной стратегии развития продовольственного рынка.
Казалось бы, мы успешно идем по пути цифровизации ферм, внедрению на тракторах навигационной системы GPS, установке автоматизированных кормораздатчиков, кормосмесителей, доильных аппаратов и т.д. Но при более внимательном рассмотрении все эти цифровые инструменты оказываются лишь небольшими «винтиками» в общей системе, которую нам еще предстоит выстроить. Первым шагом на пути к созданию такой системы должна стать программная платформа, которая смогла бы собирать данные со всех установок, анализировать их и показывать, как реально работает ферма по всем направлениям. В дальнейшем необходимо будет выстраивание эффективных практик аккумулирования соответствующих данных от предприятий на уровне институтов государственного управления, а также создание необходимой регуляторной базы в целях учета собранных данных при принятии управленческих решений.