Дата публикации

Аналитик БИСИ: наблюдение – институт демократической избирательной системы

В единый день голосования, который пройдет в Беларуси впервые, в процесс контроля за выборами будет вовлечен широкий круг наблюдателей, что поспособствует более качественному определению результатов. Такое мнение высказала порталу sb.by член Научно-экспертного совета при ЦИК, аналитик Белорусского института стратегических исследований Екатерина Петрашкевич.

Екатерина Петрашкевич

Выборы в первую очередь направлены на обеспечение устойчивости политического процесса путем мирного избрания политического руководства в соответствии с волей граждан, напоминает эксперт:

– Вместе с тем международный опыт показывает, что сложности в проведении выборов, ожесточенная борьба между кандидатами и воздействие на избирательный процесс извне могут вызывать дискуссии относительно результатов голосования. Одним из ключевых инструментов предотвращения подобных рисков и является такой институт, как наблюдение. Выполнение функции контроля за соблюдением процедуры голосования достигается прежде всего за счет присутствия наблюдателей, что повышает уровень ответственности лиц, организующих избирательный процесс, перед гражданами, способствует легитимации выборов, а также повышению доверия к избирательной системе.

Екатерина Петрашкевич отмечает:

– Первые упоминания о наблюдении во время электоральной кампании датируются 1857 годом, когда представители Австрии, Великобритании, Франции, Пруссии, России и Турции осуществляли наблюдение за выборами в Молдавии и Валахии. В последующем значимость наблюдения повышалась, а форматы внедрения в избирательный процесс расширялись.

Следуя общемировым трендам, Избирательный кодекс Беларуси выделяет два типа наблюдателей – национальные (представители политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов, граждане, обладающие избирательным правом) и иностранные (уполномоченные от организаций или государств), замечает аналитик БИСИ:

– Их деятельность сфокусирована на недопущении процедурных нарушений. Наблюдатель вправе присутствовать на заседаниях комиссий, обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования, получать информацию о результатах подсчета голосов и прочее. В то же время, с учетом исполнения полномочий, они справедливо ограничены в участии в политической борьбе, что подразумевает запрет на агитацию и оказание какой-либо поддержки кандидатам.

Екатерина Петрашкевич констатирует:

– На фоне завершения в стране конституционной реформы мы видим, как активизируется деятельность политических партий, общественных объединений и организаций. Проводится серьезная подготовительная работа всеми участниками избирательного процесса – как со стороны органов власти, так и гражданского общества. В единый день голосования, который проходит в Беларуси впервые, бесспорно, в процесс контроля за выборами будет вовлечен широкий круг наблюдателей, что поспособствует более качественному определению результатов.

Отметим, что, по данным ЦИК, на 5 февраля избирательными комиссиями было аккредитовано 27 790 наблюдателей, причем основная их часть – 23 149 человек – была аккредитована участковыми избиркомами.

Что касается иностранных (международных) наблюдателей, аккредитованных Центральной избирательной комиссией при проведении выборов депутатов в единый день голосования, таковых по состоянию на 8 февраля насчитывалось 200 человек. При этом 188 международных наблюдателей направлены на белорусские выборы от Содружества Независимых Государств, 4 – от Шанхайской организации сотрудничества. Еще 8 международных наблюдателей направили в Беларусь избирательные органы иностранных государств.