Дата публикации

Аналитик БИСИ — о визите Премьера Госсовета КНР в Беларусь и двустороннем взаимодействии между странами

Связующие нити на шелковом пути

Завершился официальный визит в Беларусь Премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Цяна. Состоялись важные переговоры на высшем уровне. Это продолжение реализации договоренностей, достигнутых Александром Лукашенко и Си Цзиньпином летом в Астане на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества. Итогом стало подписание масштабного пакета соглашений и договоренностей, которые закрепят планы по ключевым направлениям сотрудничества. Стороны подтвердили намерение и дальше развивать отношения на принципах всепогодного всестороннего стратегического партнерства. О состоянии и перспективах взаимодействия Беларуси и Китая поговорили с аналитиком Белорусского института стратегических исследований Сергеем Вергейчиком.

Беларусь-Китай

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сейчас самая актуальная задача для нас — поднять экономическое и инвестиционное сотрудничество до уровня политического.

Во время встречи с Премьером Государственного совета КНР Ли Цяном,22 августа 2024 года

Придать импульс

— Сергей Владимирович, насколько важен нынешний визит Премьера Госсовета КНР Ли Цяна в Беларусь?

— Безусловно, этот визит является знаковым событием в истории двусторонних отношений и важным элементом коммуникации высокого уровня по стратегическим направлениям межгосударственного взаимодействия. Визиты и встречи на уровне высшего руководства двух стран придают мощный импульс развитию двусторонних отношений, отражают их высокий уровень и подчеркивают взаимную заинтересованность стран в совместном развитии.

В современных условиях визит Ли Цяна в Беларусь имеет особое значение. Он проходил на фоне беспрецедентно высокого уровня двусторонних отношений — всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, на который страны смогли выйти благодаря дальновидной политике их лидеров — Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко и Председателя КНР Си Цзиньпина.

С момента установления дипломатических отношений в январе 1992-го это третий по счету визит в Беларусь китайского Премьера. В июне 1995 года состоялся визит Премьера Госсовета КНР Ли Пэна, в ноябре 2007-го — Вэнь Цзябао. Однако количественный показатель визитов не в полной мере отражает интенсивность контактов. Необходимо отметить наличие интенсивного диалога в рамках визитов глав государств, а также на международных площадках. Вопросы всестороннего взаимодействия на регулярной основе и предметно рассматриваются в рамках Межправкомитета по сотрудничеству, заседания которого проходят ежегодно.

Традиционно визиты высокого уровня сопровождаются делегациями руководителей министерств и ведомств экономического блока, а также представителей деловых кругов — глав крупных предприятий как государственной, так и частной формы собственности. Это позволяет достичь взаимопонимания и усилить взаимодоверие, координировать позиции по вопросам, представляющим общий интерес.

Немаловажный фактор — установление крепких личных отношений на уровне руководства государств, что в перспективе будет способствовать более динамичному развитию взаимодействия по всем направлениям. Для этого есть все предпосылки, ведь у Беларуси и Китая на протяжении десятилетий сохраняются схожие взгляды по основным вопросам международных отношений и устойчивого глобального развития.

— Республика Беларусь и Китайская Народная Республика в 2022 году установили отношения всепогодного и всестороннего стратегического партнерства. Как бы вы охарактеризовали современный этап сотрудничества двух стран?

— Развитие отношений с Китаем было и остается стратегическим направлением внешней политики Республики Беларусь. При этом, несмотря на сложную международную обстановку и напряженную геополитическую ситуацию, наши страны демонстрируют всему миру пример качественного сотрудничества, основанного на взаимном уважении, доверии, взаимной выгоде и поддержке.

Высокий уровень политических отношений подтягивает за собой и экономику, служит примером для министерств, предприятий, бизнеса. Необходимо отметить поступательное качественное изменение белорусско-китайских экономических отношений: от простой торговли стороны эволюционировали к проектному кредитованию, этапу взаимных инвестиций и сопряжения промышленных потенциалов. Объединение производственных и торговых цепочек Беларуси и Китая ориентировано на получение совместной выгоды.

Обоюдный трек

— Чем Китай интересен Беларуси и чем Беларусь интересна Китаю?

— Беларусь и Китай имеют несоизмеримый экономический потенциал и политический вес, что затрудняет определить единые подходы к определению критериев оценки двусторонних отношений.

Очевидно, что для Беларуси сотрудничество с Китаем представляет неограниченные возможности. Предложив партнерство в рамках инициативы «Пояс и путь», Китай последовательно открывает свой объемный рынок для продукции белорусских предприятий. Причем по многим позициям отечественные товары не составляют конкуренции китайским производителям, но на рынке КНР конкурируют с крупными мировыми поставщиками. Наиболее ярко это проявляется в секторе продуктов питания и сельхозпродукции. Китайский покупатель отдает предпочтение потребительским (вкусовым) качествам и доступной цене наших товаров. Беларусь — надежный поставщик минеральных удобрений, тем самым вносит большой вклад в обеспечение продовольственной безопасности своего стратегического партера.

Беларусь-Китай

 

В свою очередь Китай, известный как «мировая фабрика», является надежным поставщиком широкого спектра комплектующих для промпроизводства и товаров народного потребления. Широкую популярность у белорусов приобрели высокотехнологичные товары производства КНР: компьютеры, мобильные телефоны, а в последние годы особую популярность приобретают китайские автомобили.

Скептики обратят внимание на отрицательное сальдо во внешней торговле между Беларусью и Китаем. Здесь необходимо учитывать, что за счет торговли с Китаем Беларусь приобретает преимущества на рынках третьих стран. Тем самым в разы увеличивается добавленная стоимость от продажи готовой продукции, например, в странах ЕАЭС либо дальней дуги. Аналогичный тренд наблюдается и в торговле с Китаем соседней Польши. Например, в 2022-м она импортировала из КНР товары на сумму почти 38 млрд долларов, при этом экспорт на китайский рынок составил всего чуть более 5 млрд долларов.

В условиях внешнего санкционного давления Китай стал естественной надежной альтернативой Западу. В отличие от политики стран коллективного Запада на ограничения, запрет, разделение и т.д. Китай реализует взвешенную политику добрососедства в интересах общего будущего, построения сообщества единой судьбы человечества. При этом китайское руководство обращает внимание на готовность КНР в оказании содействия своим партнерам в вопросах модернизации национальных экономик.

Расширяя горизонты

— Беларусь в этом году официально пополнила ряды ШОС. Как это может отразиться на взаимоотношениях Беларуси и Китая?

— ШОС уже стала авторитетной региональной площадкой, где Китай играет активную роль и является драйвером продвижения сотрудничества по всем направлениям — политика, безопасность, экономика, гуманитарная сфера. К тому же Секретариат ШОС размещен именно в столице КНР.
 

Беларуси близки и понятны принципы «шанхайского духа», поэтому вхождение в «семью ШОС» происходит естественно, можно сказать, без адаптационного периода. Вместе с тем будет полезен и китайский опыт реализации совместных — в масштабе организации — проектов.

Беларусь-Китай

— А какую роль в целом играет сегодня Китай в современном мироустройстве?

— В современном мироустройстве Китай играет активную роль. Десять лет реализации глобальной концепции «Пояс и путь» позволил многим странам существенно нарастить потенциал своих экономик, создать мощную инфраструктуру для обеспечения интенсивного развития.

Китай не ограничивается сугубо экономическими инициативами. В последние годы Пекин предложил миру свое видение развития глобальной цивилизации, концепции глобального развития и безопасности. Заслуживают внимания миротворческие инициативы Китая: в разрешении украинского кризиса, урегулировании ситуации на Ближнем Востоке.

Внешнеполитическая стратегия Китая ориентирована на гармонизацию отношений с развивающимися странами, государствами Глобального Юга, а также консолидацию усилий стран БРИКС в реформировании системы глобального управления.