Дата публикации

О 28 союзных программах как стратегии модельной интеграции

По закону умножения

Ставка на углубленную интеграцию сработала. Именно так можно охарактеризовать динамику белорусско-российских отношений последних лет.

В условиях колоссального внешнего давления на Союзное государство Беларусь и Россия демонстрируют положительные тренды во взаимодействии. Укрепление союзных отношений стало естественным и единственным возможным ответом на ситуацию в мире. Лучшее тому подтверждение — данные статистики, которые свидетельствуют об увеличении объема взаимной торговли. За январь — март этого года он увеличился на 22 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Лазоркина отмечает: Беларусь и Россия демонстрируют намерение продвигаться по пути усовершенствования модели сотрудничества, основы которой заложены в рамках интеграционных программ.

— Руководство двух стран видит эффективность взаимодействия прежде всего в усилении координации, симметричности принимаемых мер в экономической сфере. Налицо переосмысление понимания стратегического партнерства как готовности оказать широкомасштабную поддержку в кризисных условиях. Примечательно, что асимметрия потенциалов не мешает партнерам сохранять белорусский акцент в международных делах. Оба государства являются активными членами интеграционных объединений не только на постсоветском пространстве, но и в более широком масштабе. Авторитет и опыт России, взвешенность и последовательность Беларуси позволяют сохранять костяк интеграции в регионе, сдерживают проявление протекционизма, обеспечивают эффективное взаимодействие в кризисных ситуациях.

Экономическая глобализация, которая довольно успешно развивалась в последние два десятилетия, показала, что объединение усилий государств приводит к множеству положительных эффектов для экономики. Особенно это важно для стран, которые обладают ограниченными природными ресурсами.

— Вместе с тем, как показывает практика, успех материальной поддержки кроется не в объемах, а в том, сможет ли страна-получатель рационально ею воспользоваться, — уверена Ольга Лазоркина. — Беларусь в отличие от многих стран мира имеет ярко выраженный внутренний потенциал, который позволил сохранить привлекательную для союза экономическую специфику.

Беларусь не новичок в региональной интеграции. У страны накоплен достаточно большой опыт сотрудничества как на Западе, так и на Востоке. По мнению экспертов, сегодня регионализация переживает очередной виток, который заметно осложняется усиленной политизацией. Аналитик БИСИ подчеркивает:

— Несмотря на это, во многом незыблемым остается понимание того, что взаимодействие с соседями является основой стабильного экономического развития в текущих условиях. Параллельно формируется запрос на создание более широких объединений, которые соединяли бы континенты. В этой связи внешняя политика Беларуси направлена на то, чтобы максимально встроиться в новые экономические реалии, не противопоставляя при этом западное и восточное направления.

Беларусь и Россия интенсифицировали экономическую интеграцию, не поступаясь при этом суверенитетом и независимостью. Успешно реализуются 28 межотраслевых программ, определяющих направления деятельности на ближайшие годы.

— 28 союзных программ — это долгосрочная стратегия модельной интеграции, которая уже дает результаты, — видит реальные перспективы Ольга Лазоркина. — Во многом программы связаны с отраслевым взаимодействием, поэтому эффекты являются узкопрофильными и не всегда понятными для общественности.

В текущих условиях, подчеркивает эксперт, основные усилия направлены на укрепление финансовой системы Беларуси и России:

— Союзные программы посредством гармонизации законодательства уже позволили кардинально снизить зависимость от международных платежных систем. Соответственно, произошло стимулирование развития их национальных сегментов, таких как карты «Мир» и «Белкарт». Кроме того, запущены пилотные проекты в системе быстрых платежей. Очевидно, что стратегические задачи, заложенные в союзных программах, требуют подкрепления тактическими шагами для выравнивания ситуации в экономической сфере.

Безусловно, одно из ключевых мест в торгово-экономических отношениях Беларуси и России занимает промышленность. Предприятия связаны тесными кооперационными отношениями, которые укрепляются на благо двух государств. А в нынешних условиях это позволяет решать глобальные вопросы, в том числе обеспечивать технологический суверенитет Союзного государства, считает аналитик БИСИ:

— Реализуемые нами проекты по импортозамещению — это формирование уникального опыта сохранения отраслевого производства в условиях масштабных ограничительных мер. По сути своей данные проекты не предусматриваются как прорывные. Вместе с тем они создают новое видение движения Беларуси и России по траектории развития. Следующим шагом должно стать обеспечение технологического суверенитета в критически важных отраслях экономики. Важно понимать, что промышленная кооперация не отменяет конкуренцию. Более того, она создает еще более жесткие условия, в рамках которых ключевую роль будет играть не спрос, а предложение на опережение.

Напомним, на реализацию программ импортозамещения Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 млрд российских рублей. В рамках этих средств в 2023 — 2024 годах планируется реализовать 12 масштабных проектов.

На чем, по мнению аналитика, нашим странам следует сосредоточиться в ближайшее время и какие совместные проекты имеют первостепенное значение?

— Финансовый и технологический секторы занимают приоритетные позиции в оперативном реагировании. Вызовы, с которыми столкнулись Беларусь и Россия, требуют вначале стабилизации ситуации, максимального ограничения зависимости от внешних факторов. Актуальным видится проведение качественной ревизии ресурсов научно-технологической базы одновременно с созданием государственных программ поддержки научного сектора для обеспечения прорывных решений в технологическом секторе.