Дата публикации

Стратегическое значение Всебелорусского народного собрания — в комментариях экспертов

Пример подлинного народовластия

Белорусы всегда принимали важнейшие решения сообща, прислушивались к мнению всех слоев населения — традиция единства, заложенная в менталитете. Именно она нашла отражение в проведении всех Всебелорусских народных собраний. Однако ныне ВНС приобретает особый смысл, и в этом закономерность развития национальной политической системы, считают опрошенные нами парламентарии и эксперты.

ВНС

 

Слово каждого будет значимым

Среди делегатов ВНС — люди разных возрастов и профессий, представители исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, руководители предприятий, общественных объединений, молодежь. По сути — весь срез нашего общества. Люди, которые сообща будут определять стратегические для государства цели, принимать важнейшие для страны решения, основываясь на профессиональном и жизненном опыте, понимании реальной картины в разрезе регионов. Всебелорусское народное собрание в новом конституционном статусе прочно займет свою нишу в политической жизни страны и органично впишется в систему государственной власти, уверена начальник управления внутренней политики Белорусского института стратегических исследований, делегат ВНС Екатерина Петрашкевич:

Екатерина Петрашкевич

— Потому что делегаты ВНС — это наши граждане, народные избранники, олицетворение нашего духа и нашей ментальности. Все они будут равны в возможности высказать свое мнение или какую‑то идею. И это прекрасный пример подлинного демократизма.

Важно и то, что функции Всебелорусского народного собрания будут отличаться от деятельности государственных органов, отметила эксперт БИСИ:

— Так, согласно Конституции, часть полномочий ­Президента перейдет этому органу, и это правильно. Каждое ведомство, каждая государственная структура в нашей стране отвечает за свой определенный круг вопросов. Парламентарии — за законодательство, министерства — за развитие конкретного сегмента общественной жизни. Каждый на своем месте приносит пользу, поэтому слово каждого делегата ВНС будет значимым.  

Всебелорусское народное собрание будет рассматривать глобальные вопросы — скажем, войны и мира, курса развития Беларуси. Это Собрание будет определять наш вектор. Поэтому деятельность делегатов должна быть взвешенной, выверенной и служить общей цели — приумножению благополучия, чтобы оставить потомкам прекрасное государство — развитую и современную Беларусь.

Реагировать на общественные запросы

Главная ошибка наших оппонентов заключается в том, что кто‑то когда‑то им рассказал, что существует некая единственно верная форма демократии, и они в это поверили, отметил в комментарии «СБ. Беларусь сегодня» руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН (г. Москва) Николай Межевич:

— И все, что несколько отличается от рассказанной им модели, они демократией не считают. Между тем случай с Россией — особый, случай с Китаем — особый, случай с Беларусью — также особый. Форма Всебелорусского народного собрания восходит к начальным традициям демократии, к античным городам‑полисам, к формам древнеславянской демократии, когда будущие белорусы, русские, украинцы и поляки на подобных форумах решали основные вопросы своей жизнедеятельности. Это было настолько давно, что ни партий, ни президентских полномочий еще не было. А вот формы всенародных собраний существовали.

Но общество развивается и структурируется. Формируются профессиональные когорты, возрастные, связанные с теми или иными социальными вызовами, образовательными статусами. И каждой надо обеспечить представительство. Формальным демократическим путем это сделать не всегда возможно. Значит, государство должно на себя брать функции регулирования и помощи демократическим процедурам. Что и решено было сделать в Беларуси еще в прошлом веке. Но сейчас стоит новая общественная задача, предполагающая, что должны быть сформированы принципы народовластия, сочетающие лучшее из исторической традиции и из практик современной теории управления. Так появляется форма, по результатам которой вполне могут произойти определенные изменения в политической системе Беларуси.  

Новая конституционная конструкция не то чтобы усложнилась — она стала другой. Но самое главное, она стала более адекватной общественным запросам.

Еще один центр легитимной власти

Посредством ВНС будут усиливаться горизонтальные связи внутри вертикали власти, а принятие решений не будет замыкаться только на один центр, объясняет новую конфигурацию политического устройства страны депутат Палаты представителей Сергей Клишевич. На практике это будет означать, что государство не останется без управления в случае кризисной ситуации, например военного или чрезвычайного положения:

— ВНС является органом, который будет принимать решения во время кризиса, а также будет оставаться легитимным высшим коллективным органом власти даже в случае, если что‑то случится с руководством страны. Мы видели, как НАТО действовало в Югославии, Ираке, Ливии, как они создавали там свои марионеточные правительства и физически ликвидировали любую суверенную власть.  

В нашем случае, помимо фигуры ­Президента, это будет еще один центр легитимной белорусской власти.

К тому же, напоминает Сергей Клишевич, помимо военных, возможны и кризисы политические, как, например, это происходило в Молдове, Армении, Украине, где к власти приходили люди, которые затем по различным причинам меняли свою политику и нарушали данные обещания:

— Речь о запрете русского языка, подготовке агрессивной войны, размещении военных баз, выходе из интеграционных объединений с Россией. В подобном случае ВНС станет еще и инструментом контроля за действиями ­Президента и Правительства, что является проявлением высшей формы народовластия, которой, к слову, нет нигде на Западе.

Легитимность ВНС уже признана и самим народом, констатировал в ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио» депутат Палаты представителей, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин:

— На днях в Парламенте мне передали обращение гражданина. В нем человек уже обращается в Секретариат Всебелорусского народного собрания.  

То есть еще само Собрание не заработало в полную силу, а люди обращаются с предложениями, причем они касаются совершенствования системы государственного контроля. Граждане активно включаются в государственное строительство. И то, что мы такую волну в обществе подняли, очень хорошо. 

Я видел, какая активная борьба шла за статус делегатов ВНС. Активистов у нас действительно очень много. Да, не все они являются делегатами ВНС, но многие получили статус приглашенного гостя. И когда они поедут на места, то будут там рассказывать, разъяснять, о чем говорил ­Президент.