Дата публікацыі

Социальные новации в законодательстве по вопросам занятости населения

Нормы одобренного членами Совета Республики законопроекта «Об изменении законов по вопросам занятости населения» направлены на государственное содействие в обеспечении занятости и в трудоустройстве, недискриминацию в сфере труда, повышение квалификации граждан, не задействованных в экономике, и усиление роли социального партнерства – особенно актуальных парадигм развития отрасли трудового права в свете стремительно трансформирующегося рынка труда.

В целом законопроектом вносятся изменения и дополнения в десять законов Республики Беларусь. Им же предполагаются существенные новации как для нанимателей, так и для граждан.

Обновляется также терминология. В частности, проектом закона заменяется определение «оплачиваемые общественные работы” (в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) под общественными работами понимается административное взыскание) на «оплачиваемые временные работы”.

Применительно к обеспечению государством права на труд считаем разумным разрешение для нанимателя заявлять в Общереспубликанский банк вакансий (далее – АИС ОБВ) не только текущие, но и будущие вакансии. Законодатель таким образом обеспечивает оперативное внесение информации о потенциальных вакансиях.

Подтверждением социальной ориентированности государства в части недискриминации при трудоустройстве стала законодательная новелла – институт квотирования рабочих мест для инвалидов. Нововведение предполагает обязанность для нанимателей всех форм собственности (кроме общественных объединений инвалидов) выделить и удерживать вакантными фиксированное количество рабочих мест для граждан, нуждающихся в особых мерах социальной защиты.

Увеличение востребованности на бирже труда граждан, не задействованных в экономике, посредством повышения их квалификации продиктовало необходимость законодательного закрепления нового подхода обучения – под заказ нанимателя. Так, обучение предполагается осуществлять преимущественно в рамках трехстороннего договора между службой занятости, гражданином и нанимателем

Полагаем, что позитивный опыт прошлых лет способствовал развитию идеи и законодательному закреплению направления обучения «под заказ». Ключевой акцент на запросе нанимателя считаем целесообразным, поскольку именно собственник формирует востребованность тех или иных кадров в зависимости от реальной ситуации в экономике.

Справочно.

Согласно отчетной информации по прошедшей пятилетке, отраженной в Государственной программе “Рынок труда и содействие занятости на 2021-2025 годы, возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили около 35 тыс. граждан, или каждый пятый нуждающийся в трудоустройстве. В среднем каждому третьему прошедшему обучение было предоставлено гарантированное рабочее место.

В контексте недискриминации и повышения квалификации особенно важна еще одна новация – право бесплатного прохождения обучения по востребованным на рынке труда профессиям для граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Наконец, развитие концепции социального партнерства прослеживается в расширении перечня граждан, не задействованных в экономике, которым предоставляются рабочие места, субсидированные государством: граждане предпенсионного возраста за 5 лет до достижения пенсионного возраста (на сегодняшний день – за 2 года) и лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию, а также вышедшие из лечебно-трудового профилактория.

Таким образом, нормы законопроекта строго соответствуют социальной природе белорусского государства и призваны в первую очередь содействовать трудоустройству и занятости населения, в том числе граждан, которые в силу своего социального положения не могут быть востребованными специалистами в условиях рыночной экономики.