(Из доклада на международной научной конференции
«Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства»).1
Как показывают исследования, актуальность тематики Союзного государства в белорусском и российском информационном пространстве с каждым годом повышается.
Медийный ассоциативный ряд белорусско-российской интеграции включает конструктивную рабочую повестку, связанную с конкретными проектами (союзные программы, импортозамещение, национальная безопасность, экономика) и их реализацией.
Сформировались отчетливые точки схождения союзных нарративов: общая политика памяти о Великой Отечественной войне; стремление развивать евразийскую интеграцию, межрегиональные связи. Примечательны сложившиеся на сегодняшний день ассоциативные акценты восприятия гражданами Российской Федерации белорусов (по материалам контент-анализа СМИ и экспертных опросов): «сохранили экономику», «не дали разворовать», «чистота», «отсутствие русофобии», «сакральное отношение белорусов к Великой Победе», «высокая интеграционная эффективность», «ответственность за региональную политику», «сохранение традиционных ценностей», «внутриполитическая стабильность».
Положительным трендом становится восприятие интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства в качестве неотъемлемого элемента общей геополитической стратегии обеих стран и эффективного формата сплочения наших народов перед неблагоприятными тенденциями сегодняшнего дня.
Так, за последние годы существенно возросла динамика вызовов безопасности наших союзных государств. Эскалация военных угроз у границ, совершение диверсий и невообразимых по степени цинизма террористических актов происходит при синхронном нарастании уровня агрессии в информационном поле и в сфере смыслов.
Формирующийся исторический, мировоззренческий и политико-идеологический дискурс западных государств направлен на подавление и «отмену» идеологем и концептов, одинаково разделяемых и чтимых как Беларусью, так и Россией.
В этих условиях идеологическое и информационное обеспечение белорусско-российской интеграции требует гораздо большей системности и сосредоточенности.
Жизненно необходима выработка осмысленных и скоординированных подходов к защите общих ценностей и исторической правды, а также формированию принципиальных и аргументированных посылов вовне, обозначающих субъектность Союзного государства, его состоятельность и высокий гравитационный потенциал.
Основываясь на совокупности результатов проводимых в наших странах исследований общественных тенденций и запросов, возможно предложить следующую модель внешнего и внутреннего идейного позиционирования Союзного государства:
1. Цивилизационная парадигма Союзного государства состоит в принадлежности к единому восточнославянскому миру, основанному на исторической близости союзных народов, самодостаточности для приобретения статуса цивилизационного полюса, готового к масштабированию и развитию интеграционных проектов.
2. Самовосприятие Союзного государства направлено на обращение к истокам и традициям наших народов, готовность к пробуждению резервов исторической памяти для передачи в поколения самобытного культурного кода, основанного на исконно человеческих ценностях.
3. Отношение к другим народам в парадигме Союзного государства базируется на принципах открытости и миролюбия, при этом трансформируется в сторону «разнонаправленных треков» по отношению соответственно к дружественным и недружественным странам. К последним применима политика сдерживания и при необходимости асимметричного противодействия.
4. Осознание Союзным государством общей истории трансформируется в сторону объективной переоценки каждого из исторических этапов через призму их влияния на построение союзного будущего. Формула общей истории произнесена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в ходе выступления на форуме «Это НАША история» 17 сентября 2022 года: «В союзе с восточнославянскими соседями белорусские земли развивались. И Древняя Русь, и Российская империя, и СССР. А в объятиях Запада, не единожды мы находились там, в этих объятиях мы погибали, мы загнивали как нация». В целом данная формулировка может быть применима и ко всему постсоветскому пространству.
5. Квинтэссенция общей страновой миссии Союзного государства может быть сформулирована как «развитие вопреки давлению и агрессии, сохранение и приумножение исторической правды и человеческих ценностей для их последующего укоренения в постконфликтном будущем».
Таким образом, на сегодняшний день складывается основа для формулирования общих идеологических концептов, полностью соответствующих национальным интересам обеих союзных стран. На этом пути еще предстоит преодолеть ряд проблем не только внешнего, но и внутреннего характера. Основными способами совместной работы всех заинтересованных видится тиражирование и донесение широкой мировой общественности обозначенных посылов как посредством политических заявлений (в рамках участия в международных мероприятиях, на пресс-конференциях и форумах, в ходе обращений к народам недружественных стран), так и менее публичным путем – через совместные научные исследования, образовательную и межкультурную коммуникацию, каналы экспертной дипломатии.
Аргументом продвижения и масштабирования союзных инициатив станут истории успеха в различных сферах, которые нам предстоит создать уже в ближайшее время.
1Пунченко, В. Н. Проблемы информационного и идеологического обеспечения белорусско-российской интеграции в условиях новых вызовов // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: материалы Межд. научн.-практ. конф. (Москва) / Ред. кол.: Е. В. Афанасьева, Д. Б. Кравченко, А. В. Туров [и др.]. – М.: Издательство «Известия»; Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. – С. 75–78.