Дата публикации

Аналитик БИСИ: в ситуации с ракетой вопросов больше, чем ответов

В ситуации с ракетой, упавшей на территории Польши, в настоящее время действительно больше вопросов, чем ответов – поделился своими размышлениями с корреспондентом БЕЛТА военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай, комментируя заявления Президента Беларуси, высказанные им во время встречи с главой Удмуртской Республики А.Бречаловым.

«Похоже, что мы на самом деле явились свидетелями попытки создания искусственного кризиса, следствием которого должна была стать эскалация напряженности в зоне конфликта, и даже, возможно, расширение самой этой зоны, вовлечение в вооруженное противостояние новых стран, вплоть до прямого столкновения России с блоком НАТО. Хорошо, что разум над эмоциями в этот раз восторжествовал, и эскалации удалось избежать» – отметил аналитик.

Чтобы попытаться ответить на возникшие вопросы, в том числе определить, кому это более всех выгодно, надо внимательно оценить обстановку, на фоне которой произошел инцидент. И дело здесь не только в проведении саммита G-20 на Бали, формат которого, естественно, изменился и стал направлен на очередное осуждение России. Есть и другие интересные моменты.

Во-первых, на следующий день после падения ракеты под председательством министра обороны США Л.Остина и с участием генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга в плановом порядке проводилось очередное заседание «Контактной группы по обороне Украины». Представители нескольких десятков стран решали, какое вооружение необходимо поставить Киеву в ближайшее время в первоочередном порядке. Примечательно, что Украина давно запрашивала дополнительные средства противовоздушной и противоракетной обороны, и эти просьбы на заседании были удовлетворены.

Во-вторых, буквально за месяц до инцидента, 13 октября в Брюсселе, во время встречи министров обороны НАТО была выдвинута инициатива по созданию европейского «Небесного щита», предусматривающая совместную закупку передовых систем противовоздушной обороны, которые смогли бы защитить территорию европейских стран от возможных ракетных атак. Инициатива была поддержана 14 государствами – членами НАТО, а также Финляндией. В эту группу, помимо ряда центральноевропейских, вошли практически все страны, расположенные на восточном фланге Североатлантического альянса – Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария. Отказалась только Польша, которая была убеждена в эффективности собственной системы противовоздушной обороны. 

Наконец, непонятно, зачем в расследование инцидента привлекать страны, которых это происшествие абсолютно не коснулось – например, страны Балтии, – задается вопросом военный аналитик.

По всей видимости, пройдет еще немало времени, прежде чем тема с упавшей на территорию Польши ракетой перестанет обсуждаться на международных форумах и сойдет с первых полос СМИ. Значит, и информационная волна также имеет своего бенифициара, – делает вывод Андрей Чернобай.