Вкус загородной жизни
Потребителя современного отличают две яркие черты. Во-первых, стремление к здоровому питанию и экологичности продуктов — растет интерес к зеленым товарам. Во-вторых, тяга к новаторству: новым торговым маркам, вкусам и в целом к разнообразию. Правда, реализовать эти стремления в городе либо достаточно сложно, либо для этого требуются весьма существенные издержки. Экологический рацион более доступен в сельской местности. И этот аргумент целесообразно использовать для повышения привлекательности загородной жизни. Развитие производства органических, экологичных и оригинальных продуктов питания как фермерами, так и сельскохозяйственными предприятиями может стать одной из точек роста экономики региона.
Жизнь за городом всегда привлекала более дешевыми продуктами питания. Особенно в эпоху советского и постсоветского дефицита. Продовольствия в деревне было не только больше, оно было и дешевле. Но постепенно с развитием крупных производителей, торговых сетей и уменьшением количества приусадебных хозяйств этот фактор загородного бытия стал далеко не очевидным.
Прежде всего за счет консолидации потребительского рынка в национальном масштабе: на нем тон задают немногочисленные производители-лидеры и ведущие торговые сети. В значительной степени эта тенденция была обусловлена парадигмой развития перерабатывающей отрасли, когда ключевой акцент делался на модернизации производства, повышении его эффективности. В первую очередь за счет внедрения современных технологий и синергии роста объемов производства в рамках одного предприятия или холдинговой компании. Позитивный результат этой стратегии: белорусские пищевые товары стали конкурентоспособными и на внутреннем, и на внешних рынках. Лидеры отрасли обеспечивают значительную долю продаж в розничном товарообороте в своих категориях и поставке за рубеж.
Однако надо признать, что малый и средний бизнес в стране недостаточно представлен в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Между тем в 1980—1990-е годы практически в каждом районе присутствовали небольшие молоко- и мясоперерабатывающие предприятия и цеха. Как самостоятельные, так и входящие в систему Белкоопсоюза, сельскохозяйственных организаций. Эти предприятия в той или иной степени являлись наследием советской эпохи. Тогда предполагалось, что крупные перерабатывающие заводы поставляют значительную часть своей продукции в Москву и Санкт-Петербург (поэтому все профильные переработчики расположены непосредственно вблизи транспортных магистралей, ведущих в эти крупнейшие российские мегаполисы), а также отвечают за снабжение Минска и областных центров. Основная нагрузка по продовольственному обеспечению регионов лежала на предприятиях регионального масштаба.
Такой подход обладает определенными преимуществами и сегодня. У переработки сельскохозяйственной продукции (прежде всего с прицелом на региональный рынок) есть стратегический потенциал для развития сельской местности. Во-первых, местные производители за счет близости к потребителю, гибкой маркетинговой реакции на особенности спроса и экономии на логистике способны предложить конкурентоспособную цену. Во-вторых, собственная переработка, формирование возможностей для реализации фермерской продукции и продукции с приусадебных участков создают дополнительные рабочие места, позволяют частично перенести центр прибыли в сельскую местность. Сейчас он в значительной степени находится в крупных городах. В-третьих, местная переработка позволяет увеличить ассортимент, сделать его уникальным для конкретной местности, расширить использование национальных рецептур. А также сориентировать технологию производства на более экологические или органические виды продукции, формируя дополнительную привлекательность сельской жизни для городского населения. Как правило, органическая продукция имеет короткие сроки хранения. Кроме того, ее транспортировка на длинные расстояния либо слишком затратна, либо невозможна вообще. В идеале потребитель должен находиться в радиусе 20—30 километров от производителя. Но в этой сфере не столь принципиален эффект масштаба, как для продукции массового спроса, что позволяет небольшим изготовителям стабильно работать и развиваться.
База для производства экологических и органических продуктов питания в белорусской сельской местности существует. В стране активно развивается фермерское движение, аграрный бизнес умеет производить конкурентоспособную продукцию, внедряет современные технологии. Но есть определенные проблемы с выстраиванием эффективной стратегии предприятий, с экономическими расчетами, определением спроса и предложения, а также созданием маржинальных каналов сбыта. Несомненно, для развития местной переработки и активизации небольших производителей понадобится государственная поддержка. Прежде всего организационно-консультативная. Необходимо формировать институциональную среду для взаимодействия фермеров на региональном уровне (районном или межрайонном), инструментарий для создания на кооперационной основе перерабатывающих мощностей, современных объектов хранения продукции. Все это вкупе с собственной региональной сбытовой сетью позволит выстраивать эффективные стратегии развития фермерских предприятий и местных сельскохозяйственных производителей.
В рамках проекта БИСИ «Будущее сельской местности» планируется изучить максимально широкий спектр возможностей для экономического потенциала белорусской деревни. В том числе через развитие малого и среднего бизнеса в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.