Вопрос продовольственной безопасности в последнее время получил особую важность. В частности, это связано с пандемией COVID-19, а также с недавними мировыми событиями, в том числе военными конфликтами. Насколько серьезна возможность глобального кризиса в продовольственной сфере, как обстоят дела на внутреннем рынке, рассказал начальник отдела Белорусского института стратегических исследований Антон Дударенок.
После начала пандемии коронавируса и связанного с ее последствиями разрыва логистических цепочек многие страны столкнулись с проблемами продовольственной безопасности. "Возможный кризис продовольственной сферы сегодня выступает одним из ключевых факторов глобальной нестабильности. Наблюдаемые в последнее время новые неблагоприятные явления в обеспечении продовольственной безопасности способствуют тому, что эта тема становится актуальным международным трендом. В медиасфере все чаще появляются публикации про глобальный голод и обострение конкуренции на мировых продовольственных рынках", - сказал Антон Дударенок.
По его словам, в 2020-2021 годах были отмечены засуха во многих регионах планеты и резкое повышение цен на газ, что способствовало росту стоимости удобрений и других производственных затрат. К дефициту минеральных удобрений привела и санкционная политика Запада - тревогу бьют крупные сельхозпроизводители, включая Бразилию и сами Соединенные Штаты.
"С учетом происходящих сегодня процессов и новых геополитических вызовов прогнозируется вероятность голода для ряда регионов планеты. Как полагают эксперты, под наибольшими рисками находится Африка к югу от Сахары, где, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на апрель текущего года количество голодающих с 2019 года выросло на 46 млн, достигнув 282 млн человек. СМИ отмечают, что за последние полтора года цены на удобрения в странах Африки выросли в три раза. По оценкам исследовательской группы AfricaFertilizer.Org, обнародованным в январе 2022 года, потенциально это может сократить производство зерновых на 30 млн т (такого количества хватит, чтобы накормить 100 млн человек)", - рассказал начальник отдела БИСИ.
Антон Дударенок отметил, что новый крупный экономический и социально-политический кризис в странах Африки может привести к очередной волне миграции на север и дестабилизации Европейского союза.
"Последствия конфликта России и Запада в Украине еще более обостряют риски для продовольственной безопасности, учитывая существенный вклад как российской, так и украинской стороны в обеспечение стабильности глобальной продовольственной системы (по оценкам, оба государства производят почти треть общемирового объема пшеницы и ячменя, 20% кукурузы и более половины подсолнечного масла). Как отмечают эксперты, более трети импортируемой 45 наименее экономически развитыми странами Африки пшеницы произрастает на российских и украинских полях. В Западной Европе 35-40% используемого подсолнечного масла имеет украинское и российское происхождение", - сообщил аналитик.
В свою очередь, западные ограничения в отношении белорусских и российских производителей удобрений, в том числе блокировка ряда традиционных торгово-транспортных маршрутов, сужают возможности поставок калийной продукции на мировые рынки, а созданный искусственно дефицит автоматически способствует росту ее стоимости. По словам начальника отдела БИСИ, следует учитывать, что Россия является ключевым мировым игроком в добыче природного газа, который служит сырьем для производства удобрений.
В этой связи генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что конфликт в Украине может вызвать "ураган голода и крах глобальной продовольственной системы" по всему миру. По мнению главы ВТО Нгози Оконджо-Ивеала, война и санкции могут спровоцировать голодные бунты в беднейших странах: "Еда и энергоресурсы - две самые большие статьи расходов в потребительской корзине бедных людей во всем мире". Как отмечает британская Financial Times, продолжение санкций создаст политические риски и для руководства западных стран, может дестабилизировать и расколоть страны Запада: "К осени 2022 года тема Украины может отойти на второй план, а экономический кризис станет доминантой в западной политике".
Аналитик БИСИ считает, что сложившаяся ситуация создает комплекс сложно разрешимых проблем, с которыми могут столкнуться страны мира. Срыв цепочек поставок может породить дефицит продовольственных товаров, что ухудшит проблему инфляции. В условиях текущей неопределенности перед импортерами в Европе, Северной Африке и Китае стоит задача поиска путей обеспечения достаточных поставок.
"Сегодня мы видим, как геополитические факторы все больше меняются и формируют новую реальность. Так, первоочередной задачей аналитиков США сейчас является не столько просчитывание экономических последствий критической нехватки продовольствия, сколько прогнозирование возможных сценариев использования Россией подконтрольных продовольственных ресурсов в геополитических целях", - подчеркнул он.
В текущих условиях усилия Вашингтона могут быть сосредоточены в первую очередь на дестабилизации отношений между Россией и Китаем, переориентации поставок продовольствия на страны, наиболее зависящие от экспорта украинского зерна для снижения влияния на них РФ (Индонезию, Филиппины, Вьетнам, Малайзию, Таиланд, Южную Корею, Египет, Марокко), а также препятствовании планам России по диверсификации цепочек поставок.
"Таким образом, наряду с пандемией и проблемами изменения климата, конфликт в Украине в среднесрочной перспективе может усилить продовольственную нестабильность. В глобальном экономическом измерении он также способен привести к трансформации международных организаций и экономических систем, усилению роли цифровых валют, ослаблению доллара, появлению новых резервных валют", - обратил внимание Антон Дударенок.
Вместе с тем в сложившихся условиях новые возможности для роста получают государства, располагающие активами в секторе сельского хозяйства, включая поставки сельскохозяйственной техники и удобрений, мясо-молочное производство, земельные ресурсы.
"В этом отношении Беларусь и Россия занимают устойчивые позиции. Китайско-российские соглашения в области сельского хозяйства и энергоносителей сформировали надежную защиту от негативного воздействия западных санкций. Беларусь также подошла к возможному продовольственному дефициту с собственной моделью обеспечения продовольственной безопасности. По данным The Economist на 2021 год, по индексу мировой продовольственной безопасности Беларусь занимает 36-е место", - акцентировал внимание аналитик.
По словам специалиста, у Беларуси наработаны партнерские отношения с многими регионами планеты, есть связи как с традиционными, так и с новыми рынками. "Можно с уверенностью заключить, что наши страны обладают несомненным и обширным потенциалом для взаимодействия в данной области. Но нынешняя ситуация обязывает страны мира обратить более пристальное внимание на стратегию развития аграрного сектора, пути повышения продовольственной безопасности", - резюмировал Антон Дударенок.