11 марта 2025 года, принимая верительные грамоты у вновь прибывшего в нашу столицу Посла Индии Ашока Кумара, Президент Беларуси Александр Лукашенко снова заявил о стремлении Минска выйти с Нью-Дели на стратегический уровень двусторонних отношений, подчеркнув их давний дружеский характер.
В данном контексте, вероятно, может быть интересен опыт других малых и средних государств постсоветского пространства далеко за пределами ближайшего соседства Индии, например Армении.
Стремительный взлет армяно-индийских отношений за последние годы может символизировать новый тренд во внешней политике Нью-Дели, диверсифицирующей ее за пределы Южной Азии. Индия стремится укреплять свои геостратегические позиции на Южном Кавказе через Армению путем вхождения в региональный силовой баланс на фундаменте совпадения или комплементарности интересов, а также преимуществ друг друга.
Анализ итогов недавнего мартовского визита в Нью-Дели главы МИД Армении Арарата Мирзояна позволяет выделить базовые параметры нового качества двусторонних отношений.
В основе этого сотрудничества – военно-техническая сфера. За короткое время Индия стала для Армении ключевым поставщиком военной техники и вооружений собственного производства, включая многоствольные ракетные установки Pinaka. В Ереване эти шаги обосновывают необходимостью модернизации своей армии с акцентом на ненаправленность против третьей стороны.
Кстати, в стратегическом партнерстве Индии и Польши, которое было установлено в ходе прошлогоднего августовского визита
в Варшаву премьер-министра Нарендры Моди, также превалирует сфера военного и военно-технического сотрудничества. Предыдущее десятилетие польские эксперты характеризовали как “потерянное” для двусторонних отношений. Сдвиг налицо!
Ереван полностью и безусловно поддерживает Индию по вопросу спорного штата Джамму и Кашмира, а также осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях. Кроме того, Армения выступает за реформу Совета Безопасности ООН, а также разделяет амбиции Индии стать постоянным членом этого органа.
Армения рассчитывает привлечь к себе больше индийских студентов. В этих целях запускается масштабный проект — создание академического городка с объединением нескольких разнопрофильных ВУЗов. Сейчас в стране проходят обучение около 3 000 индийских студентов, в основном медицинского профиля.
Декларируются намерения более активно использовать арендованный Индией иранский порт Чабахар для диверсификации действующих в регионе логистических маршрутов с акцентом на собственный проект “Перекресток мира” и его синергию с проектами в рамках МТК “Север-Юг”.
В этом контексте особое значение приобретает трехсторонний формат сотрудничества Армения-Индия-Иран.
Значительное внимание планируется уделять делегационным обменам на уровне частного бизнеса, чтобы возобновлять прежние или помогать устанавливать новые деловые контакты. В этой связи планируется способствовать укреплению взаимосвязи форматов бизнес-правительство (B2G) и бизнес-бизнес (B2B).
Важными направлениями сотрудничества сторонам видятся информационные технологии, технологии здравоохранения, фармацевтика, образование, наука, искусственный интеллект, где у обоих стран имеются компетенции и взаимный интерес.
В области цифровой трансформации в 2023 году Армения и Индия подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся обмена решениями для масштабных государственных проектов.
Сотрудничество в сфере зеленой энергетики открывает новые перспективы, объединяя потенциал Армении с опытом Индии. В 2024 году Армения присоединилась к Международному солнечному альянсу, совместной инициативе Индии и Франции, что создает дополнительные возможности для партнерства.
Предполагается, что налаживание прямого авиасообщения между Ереваном и Нью-Дели подстегнет туристическую индустрию, которая, помимо взаимных экономических выгод, будет способствовать большей мобильности и межличностным контактам, укрепляя взаимопонимание
и осведомленность на всех уровнях.
Серьезный потенциал видится в развитии трудовой миграции из Индии в Армению в целях увеличения численности индийской диаспоры в стране, которая рассматривается в Нью-Дели как инструмент “мягкой” силы. Вместе с тем подчеркивается, что данная сфера должна строго регулироваться в контексте потребностей армянской экономики и ситуации на внутреннем рынке труда.
Стороны полагают, что вклад в усилия по укреплению двусторонних отношения способны и должны внести экспертные сообщества, предоставляя глубокий анализ и рекомендации.
Таким образом, с учетом усиливающегося внимания к Южному Кавказу и Восточной Европе опыт сближения Индии с малыми
и средними государствами за пределами своего ближайшего соседства в нашем регионе в теории можно экстраполировать и на белорусско-индийский контекст в русле ориентира, заданного Главой государства.
Однако, как представляется, было бы ошибочным воспринимать Индию как простой источник инвестиций, технологий и рынок сбыта. Эта страна сегодня нечто большее, кардинально выходящее за фокус стереотипного евроцентричного ракурса, что требует нешаблонных подходов и инструментов к выстраиванию двусторонних связей.
Чтобы достичь стратегического уровня в отношениях, нужно не только брать, но и давать, поскольку главный приоритет Нью-Дели – собственное внутреннее развитие и безопасность. Некоторые эксперты полагают, что негласным девизом Нарендры Моди являются слова экс-президента страны Сарвепалли Радхакришнана (1962-1967):
“О свободной Индии будут судить настолько, насколько она служит общим интересам людей в их обеспечении продовольствием, одеждой, жильем и социальной поддержкой”.
Хотя зарубежные партнерства имеют значение, именно насущные потребности, а не идеология формируют внешние обязательства Индии. Такой прагматичный подход материализуется на практике в тесных связях с Западом (где выросла и выучилась новая элита)
и одновременном стратегическом партнерстве с РФ в условиях украинского кризиса. Индия никому не отдает однозначного предпочтения, но при этом всем раздает реверансы.
Кроме того, в силу тысячелетнего культурно-цивилизационного опыта индийцы привыкли видеть “двойное дно” под любыми словами
и играть “в долгую”. Поэтому основная компетенция в отношениях с индийскими партнерами – это терпение и выдержка, которой нам порой не хватает.
Помимо всего прочего, опыт России показывает, что сам по себе статус “особого и привилегированного стратегического партнера” с Индией не дает особых преимуществ. Надо найти сферу, где мы можем быть реально полезны и, соответственно, нужны Индии и на этой основе сформулировать эксклюзивное нетривиальное предложение в русле ее насущных потребностей и стратегических целей.
Как видно из недавних событий, у Армении и Польши это, кажется, в той или иной степени получилось…