Дата публикации

Этноконфессиональный мир, доверие церкви, плавное снижение религиозности: главные тенденции в религиозной сфере

Главным результатом проводимой государством взвешенной и последовательной политики в этноконфессиональной сфере выступают устойчивость и стабильность отношений между представителями разных конфессий, религиозных убеждений и национальностей. Это подтверждается целым рядом социологических опросов, проведенных по заказу Белорусского института стратегических исследований. Так, около 80% опрошенных граждан уверены в своей защищенности от опасности притеснения по религиозным убеждениям или из-за национальности.

В религиозной сфере социологами фиксируется неcколько парадоксальная ситуация. Она заключается в том, что свыше 90% граждан отождествляет себя с той или иной конфессией (главным образом православием и католицизмом), однако при этом наше общество трудно назвать религиозным. Религиозная традиция чаще всего выражается в следовании обрядам (крещение, венчание, отпевание) и отмечании религиозных праздников (Пасха, Рождество, Радуница, Дзяды).

Особенностью молодого поколения выступает свойственная данной возрастной группе предсказуемо невысокая религиозность – о вере в Бога заявило 40% респондентов, тогда как 60% считают себя неверующими либо неопределившимися. Конфессиональная самоидентификация молодых людей также уступает «взрослым» демографическим группам: около 60% относят себя к православным и более 7% – к католикам.

Социологический опрос

Социологический опрос

В то же время, как отмечают эксперты, тенденция к секуляризации молодежи свойственна не только Беларуси. Так, российская молодежь менее религиозна, чем россияне в целом. В частности, 42 процента молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет не считают себя верующими, тогда как общероссийский показатель составил 24 процента (опрос Фонда «Общественное мнение», проведенный в ноябре 2020 года).

Отношение молодежи к религии как к ценности во многом формирует информационная «среда обитания», которая обуславливает рост секулярных тенденций и падение интереса к религиозной проблематике среди молодежи. Однако эти же процессы стимулируют и определенную эволюцию религиозной идентификации, выстраивание особой религиозной инфраструктуры в сети Интернет (например, сайты, онлайн-службы, требы и т.д.).

Еще одной важной чертой белорусов можно назвать их в целом дружелюбное отношение к народам государств-соседей, что укладывается в белорусскую традицию добрососедства. Например, большинство принимавших в опросах граждан убеждено в отсутствии напряженности или противоречий между людьми разных проживающих в стране национальностей, считая, что между нашим народом, русскими, украинцами и литовцами гораздо больше общего, чем различий.

Примечательным выступает и отсутствие у белорусов какого-либо отторжения или негативного отношения к представителям географически, ментально и культурно «далеких» национальностей (например, народам стран Центральной Азии или Закавказья). Подобное восприятие является во многом наследием советского прошлого, когда республики СССР воспринимались частью единого целого огромной страны. Позитивное восприятие народов постсоветских стран молодежью позволяет говорить и о преемственности традиционной белорусской доброжелательности.

В условиях цивилизационных противоречий именно Беларусь с традициями добрососедства и отождествлением себя со славянским миром (так считает 53% респондентов) остается едва ли не одним из главных сдерживающих общий европейский хаос фактором. Единство белорусов по большинству ключевых ценностей, независимо от их возраста и места жительства, выступает той мировоззренческой основой, которая формирует устойчивый иммунитет белорусского общества к негативным влияниям, обеспечивает этноконфессиональный мир и согласие.