22 ноября в Вильнюсе проходит перезахоронение останков участников восстания 1863–1864 годов, в том числе Кастуся Калиновского. Этому событию предшествовала довольно значительная информационная кампания, вызвавшая резонанс в белорусском обществе. Аналитики Белорусского института стратегических исследований попытались дать свое видение причин возникшей дискуссии.
Многочисленные печатные и электронные энциклопедии говорят о том, что Викентий Константин Семенович (Кастусь) Калиновский – белорусский революционер-демократ, публицист, руководитель восстания 1863–1864 годов в Беларуси и Литве, один из издателей первой белоруской газеты «Мужыцкая праўда», известный под псевдонимом «Яська-Гаспадар з-пад Вільні».
После ареста в январе 1864 года, находясь в Виленской тюрьме, написал и сумел передать на волю свои знаменитые письма-завещания, изданные в 1867 году и ставшие после этого широко известными как «Лісты з-пад шыбеніцы». Идейные принципы К.Калиновского развили впоследствии в своем творчестве классики белорусской литературы Ф.Богушевич, Я.Купала, Я.Колас.
В 1920-е – 1930-е годы имя и идеи К.Калиновского вдохновляли на национально-освободительную борьбу жителей Западной Беларуси. В годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских оккупантов на белорусской земле сражались советские партизанские бригады и отряды, носившие его имя.
К.Калиновский вошел в советские учебники истории как один из родоначальников революционной демократии, выступавший за совместную борьбу народов Российской империи против социального и национального угнетения. Сегодня во многих городах его именем названы улицы.
Почему образ К.Калиновского был объединяющей основой для белорусов во второй половине XIX века, на протяжении всего XX столетия, а в новом тысячелетии стал превращаться в объект острых дискуссий, выходящих за рамки научного спора?
Полагаем, что, интерпретируя исторические события, связанные с К.Калиновским, а также его идейное наследие многие участники дискуссии забыли или не захотели учесть, что хотя К.Калиновский и был, безусловно, знаменитым сыном белорусской земли, но являлся человеком совершенно другой исторической эпохи. Его политические взгляды, идеи, терминология и фразеология, которые он употреблял, не могут быть механистически перенесены из середины XIX столетия в начало XXI века и восприняты современным обществом буквально.
Размышления К.Калиновского о белорусском народе, его будущем были продиктованы конкретной ситуацией, сложившейся к началу восстания 1863–1864 годов. Однако, как отмечено в изданном в 2019 году втором томе «Истории белорусской государственности», К.Калиновский сумел заложить основы национальной идеи белорусов, получившие свое дальнейшее развитие во второй половине XIX – начале XX века.
Более того, политическое завещание К.Калиновского нашло свое отражение в Конституции Республики Беларусь, принятой белорусским народом исходя из принципа незыблемости устоев народовластия. Видение К.Калиновским будущего белорусов логично увязывается и с теми магистральными направлениями, по которым развивается Беларусь сегодня как унитарное демократическое социальное правовое государство.
Что необходимо предпринять в дальнейшем, чтобы исправить ситуацию? Представляется, что нужны объективные интерпретации, основанные на детальном изучении всех нюансов, связанных с жизнью, деятельностью и идейным наследием этой исторической личности. Необходим современный комплексный анализ имеющейся историографии проблематики. Дополнительно должны проводиться новые научные исследования, связанные как с самим К.Калиновским, так и историческими событиями, участником или современником которых он был. Сегодня наблюдается потребность в подготовке и издании тематических сборников архивных документов, проведении диссертационных исследований, публикации монографий. Дискуссии о роли и значении К.Калиновского для белорусской и всемирной истории должны проводиться прежде всего на научных площадках.
Необдуманная, а тем более целенаправленная политизация недостаточно исследованных страниц белорусской истории – это путь в никуда. Необходимо в принципе исключить современные интерпретации событий прошлого в угоду политической конъюнктуре и выгоде. Проблемы, в том числе и на историческую тематику, безусловно, должны обсуждаться не только учеными, но не для разобщения, а для объединения нации. В этом залог успешной реализации белорусской исторической политики, а, следовательно, и укрепления национально-государственной идентичности белорусов.
Ну а в отношении перезахоронения К.Калиновского хочется отметить, что он заслужил не только покой, но и уважительное отношение. Необходимо прекратить попытки политических спекуляций на его имени. Нужно углубиться в научное изучение этой исторической личности и эпохи, связанной с К.Калиновским.