Вопрос разгосударствления ангажированными экспертами зачастую переносится в идеологическую плоскость с априорным суждением о том, что частные компании якобы более эффективны, а смена владельцев сама по себе оказывает положительное влияние на уровень и темп экономического роста. Но на самом деле современная наука показывает, что «универсально пригодной» формы собственности не существует, а для эффективности предприятий важны в первую очередь уровень развития конкуренции, структура рынка и реализуемая бизнес-модель. Кроме того, крайне важной оказывается способность концентрировать ресурсы для осуществления инновационной деятельности, модернизации основных фондов и создания в конечном счете товара с уникальными потребительскими свойствами. Этому и способствуют создаваемые госкорпорации. В международном бизнес-сообществе сложилось устойчивое мнение, что в Беларуси существует довольно комфортная среда для жизни и работы. Здесь безопасно и есть много незанятых ниш. Конечно, потребительский рынок Беларуси для крупных инвесторов недостаточно велик, но есть возможность через нашу страну выходить на просторы ЕАЭС, а это около 180 миллионов человек.
«Невидимая рука рынка» сегодня лишь частично является коммуникативно-уравновешивающим механизмом частного и общественного интереса, а глобальные цепочки создания стоимости все больше трансформируются под влиянием эффектов цифровизации, стимулирующих скорее протекционизм, нежели либерализм в трансграничной торговле и движении капитала. Сквозь призму свободной конкуренции уже невозможно понять функционирование не только цифровых платформ, медиа и телекоммуникаций, но и таких традиционных секторов, как фармацевтика, аграрное и промышленное производство. Преобладающей формой организации товарных потоков в этих секторах становится олигополия. Экономическая целесообразность инвестировать значительные средства в новые технологии при таких условиях становится все более туманной для мелкого и среднего бизнеса. Он (и такова его особенность) не мыслит в стратегических категориях и не ставит по большому счету своей главной целью увеличение национального благосостояния. Поэтому он не будет даже на приемлемых условиях кредитования рисковать значительными средствами, вкладываемыми в модернизацию с длинным циклом самоокупаемости.
При этом для того чтобы небольшая или средняя частная компания могла вырасти до гигантских размеров и удержаться на плаву, ей нужен постоянный источник ликвидности, аккумулируемой через развитые инструменты биржевой торговли, инновационные и инвестиционные открытые взаимные фонды. Последние представляют собой инфраструктурные компоненты отживающего либерального капитализма, идущего в новую цифровую реальность. Сегодня уже не нужно сложных рыночных институтов, чтобы точно и в режиме реального времени знать, кому, когда и в каком объеме нужны деньги и, главное, насколько с их помощью можно создать добавленную стоимость и общественную ценность. Стоит ли нам идти в прошлое — вопрос риторический, поскольку наша страна активно строит цифровое будущее.