Статистические данные работы экономики Витебской области за январь–август 2023 года свидетельствуют о том, что регион продолжает развиваться. Витебщина столкнулась с проблемами в сельском хозяйстве, энергетике, но смогла обеспечить восстановительный рост в обрабатывающей промышленности, строительстве и торговле, причем как внутренней, так и внешней.
ВРП области в текущих ценах приблизился 13,5 миллиарда рублей. За счет положительной динамики, начавшейся с марта, темп роста в сопоставимых ценах с начала года составил 101,7 процента. Правда, пока компенсировать спад 2022 года не удалось – темп роста января–июля 2023 года к уровню января–августа 2021-го составил 99 % (это третий результат среди регионов республики).
Положительный вклад в прирост ВРП Витебщины вносят строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающая промышленность, транспортная деятельность.
Это результат усиленной совместной работы органов государственного управления, руководства организаций и их трудовых коллективов.
Витебский регион прочно занял лидирующие позиции по росту оптового товарооборота (с середины 2022 года), обеспечивая внушительное наращивание поставок (рост в 1,6 раза) и повышая свой вес в республиканском объеме. Сохраняется и положительная динамика по розничному товарообороту (прирост на 4,7 %), которая вызвана повышением собственного потребления и притоком туристического потока в рамках различных культурно-спортивных и иных мероприятий и событий.
Также Витебщина обеспечивает устойчивый рост экспортных поставок товаров (лучшая в республике динамика – рост в 1,9 раза) при планомерном сокращении импорта (на 5 %). В результате регион сформировал положительное сальдо внешней торговли в размере 1,3 миллиардов доллара (второе место после Минской области).
Продукция, производимая витебскими предприятиями, пользуется спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Обеспечен и рост выпуска продукции промышленности почти на 3 %. Положительное влияние оказывает восстановительный рост в организациях обрабатывающей промышленности (в районе 8 %), что позволяет компенсировать спад в сфере энергетики, вызванный объективными предпосылками, – перераспределением нагрузки в рамках энергосистемы республики в пользу БелАЭС.
Промышленный комплекс области работает в соответствии со спросом на рынке, в результате чего не происходит наращивания критических запасов готовой продукции, которые в течение последних месяцев находятся в диапазоне 55-60 % (в прошлом году уровень превышал 70 %). Восстановился уровень инновационного производства (выше 36 %), традиционно значимый в Витебском регионе.
В сельском хозяйстве ввиду снижения урожайности и валового сбора зерновых в сравнении с прошлым (рекордным) годом отмечается спад выпуска – по итогам января-августа на уровне 10 %.
Производство зерновых и зернобобовых культур (без кукурузы) по состоянию на 1 сентября сократилось более чем на 40 %. Отмечается и сокращение производства яиц на 6,5 %. В сельскохозяйственных организациях сохраняется восстановительный тренд только по производству молока (103,0 %).
Негативное влияние на работу аграрного комплекса области оказали не только погодный фактор и высокая планка прошлого года, но и количественный и качественный кадровый дефицит, который не позволяет обеспечить своевременное и качественное соблюдение всех технологических норм и регламентов. С учетом специфических агроклиматических условий именно соблюдение всех сроков и технологий работ в растениеводстве и животноводстве (кормозаготовка) обеспечивает продуктивность деятельности.
Следует отметить, что снижение сбора по зерновым культурам было ожидаемо ввиду негативного влияния погодного фактора. Но ничего критичного для потребительского рынка не произошло.
Если рассматривать ситуацию с ценами на потребительском рынке, то по-прежнему мы видим их обусловленность сезонным фактором. Существенно снижаются цены на овощи (порядка 40 %) при небольшом приросте по ряду других позиций. В результате рост цен на товары к декабрю 2022 года составляет порядка 2,3 %, а по услугам - 5,9 %. Все это позволяет нам рассчитывать на выполнение прогнозных значений при отсутствии знаковых внешних шоков.