По материалам исследований, проводимых в Республике Беларусь.
Текущая геополитическая ситуация ставит мир на порог глобального переустройства, следствием которого становится демонтаж всех сдерживающих механизмов – в первую очередь, ценностей, норм, традиций. Целенаправленной и системной деятельностью предстают попытки переоценки и «обнуления» исторического и культурного наследия целых поколений и даже наций, искусственного противопоставления «демократических» и «традиционных» ценностей.
Характерной деструктивной политтехнологией в глобальном масштабе сегодня выступает стремление изъять из среды человеческого обитания всё то, способно нести, по слову Академика Д.С. Лихачева «примиряющую роль культуры»[1], снимая тем самым барьеры враждебности в мире.
С другой стороны, переломным эпохам свойственен рост гражданского самосознания, интереса к собственной истории и культуре, идейно-мировоззренческим и духовным истокам. Общество чаще задает ключевые вопросы: «Что мы строим?», «Куда мы идем?», «Где наше место в современном турбулентном мире?», «Какие ценности нас объединяют?». Для государства это исторический шанс не только ответить на запрос граждан, но и вовлечь их в формирование и воплощение образа будущего, основанного в том числе на их представлениях и ожиданиях.
Последние десятилетия вопрос ценностей все чаще затрагивается в проблемном аспекте. Причиной этому выступает целый ряд новых условий и вызовов, с которым приходится сталкиваться не только Республике Беларусь, но и всему мировому сообществу. Обострение вызовов, в свою очередь, требует объективного и беспристрастного анализа (диагностики) актуальных трендов в сфере ценностей, определения и при необходимости корректировки определяющих установок и принципов выстраивания государственной политики во взаимодействии с обществом.
Условия и вызовы.
Глобальной мировой тенденцией последних десятилетий и серьезным вызовом для многих стран является «вестернизация», постепенное поглощение западной массовой культурой национальных особенностей, насильственное изменение социальных связей и структуры общества, стирание границ допустимого и неприемлемого, следствием которого выступает общий кризис идентичности.
Если посмотреть на географическую карту, то видно, что Беларусь находится на границе «двух миров», цивилизаций. Поэтому нас всегда, во все времена пытались изменить, переделать, переподчинить, наконец, завоевать.
Арсенал инструментов воздействия на сознание и установки людей широк. Это апелляции к эмоциям, нагнетание чувства неудовлетворенности, страхов и депрессивных настроений, игра на амбициях и запросах людей. Их цель – ослабление «армирующих» основ любого общества: подрыв доверия основным государственным и социальным институтам, «размывание» ценностного ядра общества (например, отказ от национальных традиций, перекодирование семейных ценностей и т.д.).
Отдельным направлением становятся проявления деформации исторической памяти как результата умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания новомодных смыслов и интерпретаций, искусственной политизации ключевых событий и дат.
В тематику исторической политики Республика Беларусь вступила вынужденно, в силу объективных обстоятельств, обусловленных главным образом процессами, происходящими в странах-соседях. Польша, Литва, Латвия, Украина в конце 1990-х – начале 2000-х годов начали активно искать «виновников» своих внутри- и внешнеполитических неудач в «советском» прошлом.
Особый вред для ценностной основы государства и общества имеет вовлечение в экстремистскую деятельность молодежи – лиц в возрасте от 14 лет до 31 года. Как свидетельствует мировой исторический опыт, зачастую именно молодежь выступает носителем деструктивных политических идей, основным актором структурных революционных преобразований и главным реципиентом влияния как внутренних, так и внешних общественно-политических сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки в конкретном государстве или регионе. Беларусь в этом смысле не является исключением, подтверждением чему служит наблюдавшаяся в течение 2000–2020 годов планомерная переориентация работы специализирующихся на «демократизации» Беларуси иностранных некоммерческих организаций и фондов на поддержку альтернативного молодежного движения с целью его радикализации и изменения общественно-политических ориентиров белорусов с течением времени (естественное саморазрушение идейных основ нации).
Кроме того, актуальные тенденции в социальных сетях свидетельствуют о внедрении более тонких, непрямых способов формирования ценностной «вкусовой палитры» молодежи, в том числе основанных на технологиях искусственного интеллекта. В данном направлении, в частности, используются возможности социальной сети TikTok, располагающей мощным инструментарием воздействия на сознание и поведение пользователей, открывая широкие возможности управления массами.
В целом, белорусы не драматизируют новые вызовы и нападки на ценности, воспринимая их, с одной стороны, как геополитическую судьбу, а с другой – как стимул всегда быть в тонусе, бороться за ценностную идентичность.
Актуальные тренды.
На сегодняшний день белорусы сохраняют устойчивость и цельность ценностного фундамента. Его основой является благополучие страны, семьи, душевный комфорт, стремление обеспечить своим детям и внукам более высокие стандарты жизни. Обществом отторгается разрушение семейных ценностей, конфликт поколений, навязывание любых чуждых норм и моделей поведения. Это выступает «опорной точкой» в развитии социальной, информационной и правовой политики государства.
Главными ценностями белорусского общества, которые разделяет практически все население, являются мир, безопасность, свобода (в том числе от навязываемых идеологем), справедливость. Общими предпосылками их формирования выступают предшествовавший современному периоду исторический путь белорусского народа (пребывание в составе поликультурных и поликонфессиональных государств).
К основным тенденциям в ценностной картине мира современного белорусского общества можно соответственно отнести: важность самоидентификации («главное – считать себя белорусом»), преобладание территориальной и гражданской идентичности над этнической и религиозной, высокий консолидирующий потенциал культуры. Главным символом национально-государственной идентичности белорусы называют объекты культурного наследия страны (дворцы и замки, Слуцкие пояса, Беловежская пуща и т.д.). При этом предметом национальной гордости современных белорусов, помимо вклада белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне, выступает культурное наследие белорусского Возрождения (Ф.Скорина, М.Гусовский) и второй половины XIX – начала XX века (Я.Купала, Я.Колас, М.Богданович).
В контексте исторической памяти белорусам свойственно спокойное, без отторжения или сакрализации какого-либо из этапов восприятие исторического прошлого через призму Великой Победы. Большинство участников опросов считают, что решающий вклад в Победу над нацизмом внес СССР, а пропаганда фашизма должна преследоваться по закону[2].
Значимым фактором, задающим тренд развития ценностных ориентиров общества, является изменение демографического профиля страны: «уходит» значительная часть поколения носителей советских ценностей, в активную социальную и политическую жизнь вступает настоящее «перестроечное» и «постсоветское» поколения. Выступая субъектом отношений, молодежь одновременно становится и объектом воздействия зарубежных деструктивных сил, стремящихся через изменение сознания и моделей поведения молодежи ослаблять устойчивость национальных интересов Республики Беларусь, посягать на ее конституционный строй, национальную идентичность.
В числе проявившихся к настоящему времени трендов, с одной стороны, можно выделить повышение значимости индивидуализма, свободы и инициативы для молодых людей, с другой – стремление освободиться от оков традиций и обычаев, менее ответственное отношение к институтам государства, религии, семьи. Социологические исследования подтверждают наличие предпосылок к ускорению ценностного разрыва поколений под влиянием стремительного развития информационных технологий. Так, современной белорусской молодежи свойственен индивидуализм (около 60 %), а не коллективизм (около 30 %). Ради обеспечения условий успешной жизни молодежь готова много трудиться, проявлять личную инициативу. Результаты исследований свидетельствуют о различиях в восприятии поколениями патриотизма. В частности, если для лиц старшего возраста патриотизм в большей степени ассоциируется с понятиями «преданность» и готовностью к самопожертвенной защите Родины, то для молодежи это прежде всего любовь к своей стране, ее истории, культуре, языку (39 %) и активная деятельность во благо страны (33 %). На фоне старшего поколения молодежь проявляет бо́льшую терпимость к инакомыслию, толерантное отношение к инаковости окружающих (национальной, культурной, особенностям здоровья и т.п.)[3]. В целом, взаимовлияние реального и сетевого пространства позволяет совершенствовать инструменты и технологии информационного воздействия на молодежь, стимулируя формирование у нее позитивных ценностных установок.
Установки и принципы.
Моделируя эволюцию ценностной матрицы общества, можно с высокой вероятностью предположить повышение значимости социальной справедливости и равенства возможностей, эффективности государственного управления. Наряду с этим для белорусов важна ценность традиционных форм семейно-брачных отношений (значима для более 85 процентов белорусов)[4]. Данный аспект, как и многие иные направления, связанные с идентичностью (сохранение национальной самобытности, культурных и духовных традиций) нашел отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь[5].
При формулировании принципов развития социально-правовой идентичности в социально-правовом ракурсе представляется важным базироваться не только на универсальных подходах верховенства права и демократии, но прежде всего на ценностях и установках, отвечающих национальным интересам. Для белорусов такими ценностями видятся незыблемость основ конституционного строя, баланс интересов личности и государства, уважение и доверие к легитимной власти, созидательность, жертвенность, приоритет национальных интересов над частными, справедливость, неприятие давления извне. При этом во многом абстрактный и девальвированный принцип «демократии» вполне может быть реанимирован через развитие и воплощение в жизнь идеи «народовластия», как наиболее отчетливо отражающим сущность выстраиваемой, как в Республике Беларусь, так и, возможно, в России общественно-политической модели будущего.
Ключевыми направлениями укрепления исторической памяти видятся следующие позиции: совместная разработка государством и заинтересованными организациями адекватных мер защиты от информационного давления и противодействия фальсификации истории, признание и осуждение на международном уровне геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, популяризация научных знаний, доведение достижений исторической науки до широкой аудитории.
В качестве основных принципов государственной молодежной политики, способствующих укреплению межпоколенческих ценностных связей, на современном этапе видятся следующие: самореализация – как создание государством благоприятных условий для развития и раскрытия талантов молодого поколения, открытость – как отторжение фальши, имитации, формального подхода в работе с молодежью, коммуникация – как постоянная обратная связь и взаимодействие, преемственность – как устойчивая система передачи опыта от старшего поколения к младшему, патриотизм – как любовь к Родине, самоотверженность, сопричастность – как формирование востребованности и высокой мотивации молодежи в построении будущего своей страны.
Сложив перечисленные установки в единую систему защиты и воспроизводства национальных ценностей, мы сможем не только выстоять в межцивилизационной борьбе, но и обеспечить устойчивость мировоззренческих ориентиров общества, его готовность стремиться к понятным и достижимым высшим целям.
______________________________
[1] Лихачев Д.С. Великая культура примирительна по своей сути. 22-23 мая 1997 г. / матер. междунар. науч.-практ. конф. "Гуманитарная культура как фактор преобразования России" / отв. ред. В.Е.Триодин. СПб.: СПбГУП, 1997.
[2] Республиканский социологический опрос «Историческое прошлое в оценках общественного мнения населения Республики Беларусь», проведен с 5 по 30 августа 2021 года Институтом социологии НАН Беларуси по заказу БИСИ, опрашивалось население Беларуси в возрасте от 18 лет и старше. Общий объем выборки составил 1304 респондентов.
[3] Республиканский социологический опрос проведен по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ в ноябре 2021 года. Метод анкетирования, выборка многоступенчатая, стратифицированная, случайная. Репрезентирует население Республики Беларусь в возрасте 14–17 лет по полу, возрасту, месту проживания (2000 респондентов).
[4] Республиканский социологический опрос проведен по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ в апреле 2022 года. Метод анкетирования, выборка многоступенчатая, стратифицированная по региону и типу населенного пункта с контролем квот по полу и возрасту (1500 респондентов).
[5] Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.) : // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.