Указы Президента Республики Беларусь от 6 марта 2025 года № 95 и № 94 (далее – Указ № 95 и № 94) в достаточной мере систематизировали нормативное поле в части господдержки при строительстве, приобретении жилья и порядка осуществления сопутствующих управленческих и финансовых процессов.
В целом законодательные акты очертили тенденции дебюрократизации жилищного строительства и справедливого ценообразования на новое жилье для нуждающихся в нем больше всего граждан.
В частности, Указ № 95 консолидировал все существующие в Беларуси формы господдержки граждан при улучшении жилищных условий. При этом размеры господдержки, перечень лиц с правом на ее получение, а также условия и порядок предоставления такой поддержки остаются прежними.
Так, Указом № 95 предусмотрены следующие формы господдержки: льготные кредиты на строительство и приобретение одноквартирных жилых домов и квартир, одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья и финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам.
Примечательно то, что всеми формами господдержки сразу могут воспользоваться граждане независимо от их отнесения к категории малообеспеченных. Например, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные семьи, граждане, в семье которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы и другие лица, находящиеся в непростом материальном положении и (или) имеющие иные основания в соответствии с жилищным законодательством.
Справочно.
Многодетным семьям при наличии троих детей списывается 75 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам, при наличии четверых и более детей – 100 %. Молодым семьям при рождении первого ребенка после заключения кредитного договора – 10 % от суммы задолженности по предоставленным льготным кредитам, при рождении второго ребенка – 20 %.
Из числа ключевых новаций Указа № 95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в построенных по госзаказу многоквартирных жилых домах.
Помимо этого субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещают льготное кредитование.
В свою очередь Совет Министров заблаговременно и закономерно разработал меры по сдерживанию роста стоимости строительства, реконструкции жилья с господдержкой и за счет бюджетных средств, установил новый предельный норматив стоимости 1 кв. м общей площади для выдачи «Беларусбанком» льготного кредита.
Справочно.
Согласно Постановлению Правительства от 3 февраля 2025 г. № 65 «О мерах по выполнению заданий по строительству жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним на 2025 год» был увеличен размер предельного норматива для оказания государственной поддержки в населенных пунктах до 20 тыс., который теперь составляет 1968 бел. рублей. В прошлом году для жителей таких населенных пунктов предельный норматив составлял 1251 бел. рублей.
Так, в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья на первичном рынке (построенного по государственному заказу) и на вторичном.
Указ № 94 в новой редакции излагает Указ Президента Республики Беларусь от 8 мая 2013 года № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений», которым введен механизм госзаказа на строительство жилья.
Две основные новации – возведение дома госзаказчиками без привлечения граждан на этапе строительства и предоставление льготного кредита на строительство жилого дома организации-заказчику. То есть человек сможет оформить на себя готовое жилье с меньшим вовлечением в строительные нюансы.
Новелла предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по госзаказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья.
Наконец, Указ 94 допускает продажу построенного по госзаказу жилья всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (до принятия – только имеющим право на господдержку).
Таким образом, комплекс обновленных рассмотренными Указами мер призван обеспечить одну из главных потребностей человека – потребность в комфортном жилье по доступным ценам в отсутствие бюрократических проволочек. Полагаем, что дополнения и изменения поспособствуют закреплению молодых специалистов в малых населенных пунктах, увеличению числа молодых и, следовательно, многодетных семей, имеющих право не только на льготные условия строительства жилья, но и на его выкуп впоследствии.