Дата публикации

Роль диалоговых площадок в подготовке шестого Всебелорусского народного собрания

Залогом успеха шестого Всебелорусского народного собрания выступила всенародная подготовка к его проведению: практически все вопросы, вынесенные на форум, стали квинтэссенцией общественных запросов, выработанных в ходе пятимесячного диалога заинтересованных сторон.

Диалог проводился сразу в нескольких форматах – преимущественно в виде диалоговых площадок и общественных приемных, экспертных обсуждений, путем направления в государственные органы письменных и электронных обращений. Абсолютно каждый гражданин получил возможность высказать своем мнение, предложить к обсуждению те или иные вопросы.

Такой подход стал актуальной новацией, реализованной государством в непростой политический период в сжатые сроки и на высоком организационном уровне. Равноправный диалог государства и общества позволил буквальным образом «инвентаризировать» текущие задачи, выявить актуальные проблемы и выработать варианты их решения с учетом реально имеющихся возможностей. В результате были четко определены запросы общества, а на их основе очерчен предварительный круг проблематики для рассмотрения на шестом Всебелорусском народном собрании.

Примечательно, что в обсуждении жизненных проблем белорусского общества приняли участие и представители политической оппозиции, пожелавшие выйти на конструктивный диалог.

Наибольшее внимание белорусов в ходе диалога привлекли актуальные вопросы, определяющие образ будущего нашей страны, связанные с ее социально-экономическим и общественно-политическим развитием. Это форма государственного правления, партийная и избирательная системы, развитие общественных организаций, основные направления молодежной и информационной политики, пути совершенствования экономики и социальной сферы.

В частности, анализ предложений диалоговых площадок позволил выявить следующие базовые установки по вопросам будущего развития государства:

  • во внешней политике – укрепление суверенитета, обеспечение территориальной целостности и независимости Беларуси при развитии дружественных отношений с Россией и другими членами ОДКБ и ЕАЭС;
  • во внутренней политике – сохранение унитарности государственного устройства, сильного государства при соблюдении принципа разделения властей, исключительного права государства на деятельность в сфере национальной безопасности и обороны;
  • в экономике – развитие централизованной модели управления в сочетании с государственно-частным партнерством, стимулирование наукоемкости отечественных товаров и услуг, цифровизация и автоматизация в экономике;
  • в социальной политике – предоставление поддержки социально уязвимым категориям населения, социальных гарантий трудящимся, осуществление государством функции регулятора в сферах здравоохранения, образования и науки.

Таким образом, предметный анализ выдвинутых предложений свидетельствует о стремлении белорусов сохранить устоявшиеся консервативные подходы к организации общественно-политической жизни при постепенном и осторожном внедрении новых институтов, характерных для либеральных систем. Например, наряду с охранительными и запретительными мерами – защита исторической правды, запрет однополых браков, незарегистрированной символики, – высказывались предложения об учреждении института омбудсмена, выборности судей, расширении полномочий местных органов власти и другое.

Приобретенный положительный опыт дискуссий в перспективе может послужить основой для дальнейшего развития инструментов социальной коммуникации – общественных слушаний, экспертизы, контроля. Сопутствующие эффекты состоят в повышении правовой культуры населения, воспитании уважительного отношения к альтернативной точке зрения.

С учетом положительного опыта и сохраняющейся востребованности организованного властью общественного диалога целесообразно продолжить работу площадок на постоянной основе, что станет оптимальным путем достижения баланса интересов государства и общества. При этом дальнейшее развитие таких платформ видится за счет следующих шагов:

  • обострения дискуссии и расширения палитры мнений;
  • активного информационного и экспертно-аналитического сопровождения;
  • повышения уровня медийного освещения и расширения каналов доведения информации о деятельности дискуссионных площадок до населения.