Дата публикации

Штрихи к портрету «цифрового поколения»: белорусская молодежь образца 2020 года

Формирование современного поколения белорусской молодежи прошло в условиях беспрецедентного влияния цифровых и сетевых технологий, что оправдывает его позиционирование как «цифрового поколения». Являясь наиболее мобильной и энергетически заряженной частью населения, молодежь зачастую выступает определяющей силой важнейших общественно-политических событий. В то же время у старшего поколения периодически возникает вопрос о том, какая сейчас молодежь живет в нашей стране, какие у нее ценности, мировоззрение, взгляды на жизнь и чем она отличается от предыдущих поколений молодежи?

Охарактеризовать современную белорусскую молодежь в целом помогут данные опроса, проведенного по заказу БИСИ Академией управления при Президенте Республики Беларусь в феврале 2020 года среди молодежи 18–29 лет. С помощью популярного социологического инструмента попробуем проанализировать ценностные ориентиры и поведенческие установки молодых белорусов, так как во многом именно они определяют, каким станет экономическое, политическое, социокультурное, демографическое будущее страны, насколько талант и целеустремленность представителей этой важнейшей социальной группы будут направлены на благо общества.

Молодому поколению белорусов в целом свойственно позитивное социальное самочувствие: 83% юношей и девушек в той или иной мере устраивает их жизнь (недовольных лишь 16,4%). Также молодежь с оптимизмом смотрит в свое будущее – 57,5% считают, что в течение ближайшего года их жизнь улучшится («пессимистов» только 4,8%).

Жизненные принципы молодых белорусов все более отделяются от идеалов, сформированных в советский период, и включают в себя ценности индивидуализма и частной жизни, свойственные рыночной социально-экономической системе и западному образу жизни. «Мерилом» жизненного успеха у молодежи, в первую очередь, является материальное благополучие: возможность покупать то, что хочется и нравится, распоряжаться собственным имуществом, свободно выбирать род занятий, место жительства и перемещения. К примеру, в качестве главного условия, определяющего выбор работы, молодые люди выдвигают величину заработной платы (78,6%) и гораздо меньше внимания обращают на другие стороны – хорошие условия и режим труда (55%). Это означает, что в нынешнем поколении молодежи сложилось восприятие действительности, которое культивирует ставку на успешность, материальный достаток, достижение высокого профессионального и социального статуса.

Основными устремлениями белорусской молодежи, как и ранее, остаются поддержание собственного здоровья (61,8%) и создание прочной семьи (56,9%). Решающими факторами для создания семьи являются романтические - любовь и ощущение счастья (67,5%), а также желание жить вместе с конкретным спутником (58,1%). Реже молодые люди называют желание иметь детей (47,4%), наличие собственного жилья (36,2%), личный материальный достаток (18,7%) или доход партнера (12,5%), желание жить семьей «как все» (10,8%) и др.

С точки зрения молодых белорусов, образовательно-профессиональные планы и прагматично-конкретные действия являются основными элементами, формирующими их будущее. Юноши и девушки выделяют добросовестную трудовую деятельность, предприимчивость и образованность как главные условия для успешной жизни в Беларуси. Так, чтобы гарантировать себе и своей семье обеспеченное будущее, по мнению молодежи необходимо в первую очередь много и настойчиво работать (51,3%). Реже молодые люди видят перспективы успешной жизни в предпринимательской инициативе - открытии своего дела, занятии бизнесом (41,1%), в образовании - получить высшее образование, много учиться, постоянно повышать свою квалификацию (37,9%), а также в связях, чтобы получить хорошую работу (31,5%) и миграции (20,6%).

Наименее интересными для молодежи «ключами» к успешной жизни являются «поступить на государственную службу (стать чиновником)» – 7,9%, «жениться или выйти замуж по расчету» – 6,4%, «устроиться на работу в г.Минске» – 6,1%.

В результате исследования выявлен достаточно высокий уровень вторичной занятости молодежи – четверть молодых людей (25,4%), помимо основной работы, имеет занятие, приносящее дополнительный доход. Однако в большинстве своем это случайные подработки и заработки (18,3%).

Чувствуя себя более свободными и гибкими, чем предыдущее поколение, молодые белорусы откладывают период взросления. Это ведет к отсрочке наиболее важных жизненных этапов: выбор профессии, выход на работу, уход от опеки родителей, создание семьи, рождение детей. Так, в сравнении с данными 2014 года, у молодежи заметно снизилось значение желания иметь детей (с 59 до 47,4%), особенно это заметно среди мужской части (с 64,1 до 41,2%).

Среди проблем для молодежи наиболее актуальными являются традиционные для данной возрастной категории вопросы: сложности с трудоустройством (18,2%) и обеспечение жильем (17,7%). Заметно реже (менее 10%) волнуют молодых людей низкий доход, заработная плата, ситуация в сфере образования, распространение наркомании и др.

От взрослой жизни белорусская молодежь ожидает не только материального достатка, но и самореализации. Непреодолимое желание доказать свою особенность объясняет рост интереса к индивидуальному предпринимательству, собственным проектам («открыть свое дело»), популярность блогерства, фрилансерства и пр. Так, при возможности выбора, начать свое дело предпочли бы 39,7% респондентов. Однако молодежь часто не учитывает высокую конкуренцию, присущую данным сферам, в которых преуспевают и становятся звездами лишь единицы.

Белорусская молодежь в личностно-ментальном плане сформировалась в условиях суверенитета. При этом политические взгляды молодых белорусов в целом мало отличаются от тех, которые разделяет взрослое население страны. Так, большинство юношей и девушек (59,9%) заявило, что различий в их позиции и позиции их родителей не отмечается. Молодежь в основном с уважением относится к политическим взглядам своих родителей, что говорит об отсутствии напряженности между ней и поколением «отцов».

Традиционно политическая активность белорусской молодежи уступает социальной. В частности, в деятельность партий и других политических организаций вовлечено менее 1% молодых белорусов, а 57,7% вообще не интересуется политикой. Основными формами участия молодежи в общественно-политической жизни страны является голосование на выборах (президентских, парламентских) (57,6%), а также обсуждение политики с друзьями и знакомыми (42,6%).

В случае недовольства обстановкой в стране примут участие в акциях протеста (митинги, забастовки и т.д.) только 4,6%. Для подавляющего большинства молодежи (68,9%) митинги и акции протеста недопустимы, так как «это крайние меры, к которым нужно прибегать только в исключительных случаях», и эти мероприятия «не решают проблемы, а только дестабилизируют ситуацию в стране».

Белорусская молодежь является достаточно активной социальной группой. Помимо участия в молодежных общественных объединениях, все более привычным полем для самореализации юношей и девушек становится волонтерство, социальное предпринимательство, благотворительные, гуманитарные проекты. Так, большинство молодых белорусов (60%) в течение последнего года принимали участие в волонтерских проектах, в деятельности профессиональных и студенческих союзов, благотворительных организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, творческих коллективов и др.

Стремительное развитие современных технологий, распространение Интернета, мобильных устройств и других гаджетов существенно поваляло на повседневное поведение белорусской молодежи, которая сегодня тотально вовлечена в интернет-коммуникации. Сеть является главным видом досуга юношей и девушек, предоставляющим им высокую степень свободы и самореализации, позволяющим быть в курсе всех трендов и чувствовать себя комфортно вне зависимости от места проживания.

Ежедневно Интернетом пользуются практически все представители «цифрового поколения», подавляющее большинство из которых (84,1%) – активные участники социальных сетей. Половина молодежи (53,3%) посещает развлекательные ресурсы (музыка, фильмы и т.д.) и новостные сайты (51,8%), значительная часть (38,7%) – интернет-магазины, треть (33,9%) – образовательные и научные ресурсы. Каждый пятый молодой пользователь (18,1%) проводит время за онлайн-играми, каждый десятый (10,6%) – за чтением блогов, ЖЖ (Живого журнала).

Таким образом, в целом белорусская молодежь представляет собой единую по своим ценностям и поведенческим установкам группу, структурированную и оформившуюся организационно благодаря единым каналам коммуникации и достаточно однородной социальной среде.

Основу выраженных в молодежной среде индивидуалистских ориентаций и прагматических жизненных стратегий, помимо вещизма, составляет нацеленность на получение нематериальных ценностей (впечатления, эмоции) и повышение качества жизни (экология, здоровье).

Молодому поколению белорусов важно наличие в стране возможности добиться успеха. От государства молодые граждане ожидают внимания к себе и своим проблемам (трудоустройство, обеспеченность жильем), экономического и социального движения вперед, формирования прозрачных социальных лифтов, предложения новых форм самореализации и демонстрации роли молодежи в жизни страны.