Пандемия бросила вызов концепции экономической глобализации. На этом фоне в новую фазу вступил региональный формат взаимодействия государств. Он характеризуется меньшим количеством участников и большей договороспособностью, пониманием местных проблем и возможностью оперативного реагирования, сходным характером вызовов и наличием координационных инструментов.
Основным императивом позиции Беларуси является то, что ее географическое положение априори предопределило участие в региональных интеграционных объединениях. Учитывая специфику аграрно-промышленного комплекса страны, Евразийский экономический союз по своим целям и возможностям отвечает интересам государства на восточном векторе внешней экономической политики как на текущем этапе, так и в будущем.
Вместе с тем кризис, с которым мировое сообщество столкнулось в 2020 году, выявил слабые места всех существующих в мире союзов, в том числе ЕАЭС. Среди них самыми болезненными стали запоздалая реакция на пандемию, протекционизм, который надо понимать как сворачивание на путь защиты только собственных интересов. В части характеристики настроений общества евразийский скептицизм, как и европейский, конечно, сохранился, а по отдельным вопросам, возможно, и усилился. Однако главный тезис экспертов из разных стран заключается в том, что Евразийский союз выстоял. Ведь даже такие «профессионалы» интеграции, как ЕС, вынуждены были разрабатывать антикризисные планы на ходу, ошибаясь и совершенствуясь в сложных условиях.
Необходимо понимать, что страны-члены Евразийского союза включились в мировую антикризисную повестку с учетом местных условий и возможностей. Поэтому во многом она воспринимается критически. Однако главное осознано – только совместными усилиями можно преодолеть глобальные вызовы, потому что сегодня на кону не экономика, а люди, их интересы.
Закономерным представляется сохранение магистральной линии в позиции Беларуси. Сутью ее является неизбежность углубления интеграционных механизмов на постсоветском пространстве. Сегодня идет поиск нового строительного материала интеграции. Разноуровневый характер объединений с одной стороны сдерживает процесс, а с другой – позволяет видеть слабые места, разрабатывать и внедрять более совершенный инструментарий в целях защиты общих интересов. Потенциал интеграционных союзов использован лишь селективно.
Кроме того, в постоянном фокусе внимания необходимо держать вопрос внешнего контура сотрудничества. ЕАЭС, СНГ и Союзное государство находятся на пересечении важнейших торговых путей Евразии, являются связующим звеном между ведущими экономиками Запада и Азии. В последующие годы «центр тяжести» мировой экономики будет последовательно смещаться в Азию. При этом Беларусь неоднократно подчеркивала, что Европейский союз сохранит статус ключевого партнера для ЕАЭС.
В целом белорусская сторона озвучила большое количество понятных императивов и конкретных предложений, которые вошли в утвержденные в период председательства Беларуси «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» и подтверждают курс страны на упрочение консолидации региона.