«Третий Рим» от Илариона до Илариона
Идея объединения славянских народов вокруг православной веры прозвучала в середине XI века в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. В ХVI веке идея получила емкое и устойчивое воплощение в виде известной концепции Филофея «Москва – Третий Рим».
В июле 2019 года, т.е. спустя тысячелетие, уже другой митрополит Иларион, глава Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви (РПЦ), заявил, что концепция «Москва – Третий Рим» утратила свою актуальность, в связи с чем главным приоритетом в работе Церкви должна стать работа внутри российского общества.
Несмотря на то, что заявление Илариона фактически претендует на потрясение основ «русской идеи», оно осталось практически незамеченным и не вызвало резонанса ни в информационном поле, ни в самой РПЦ.
Последствия возможного отказа РПЦ от концепции «Москва – третий Рим» представляют интерес в двух аспектах: религиозном и политическом.
Религиозный аспект
Основной причиной неактуальности для России концепции «Третьего Рима» митрополит Иларион назвал низкую воцерковленность российского общества, в котором православная вера перестала быть значимым мобилизационным и объединяющим началом. Работа Церкви по исправлению ситуации может предполагать два дальнейших сценария развития событий.
Первый – позитивный, когда результатом деятельности Церкви станет повышение религиозности российского общества, что сделает возможным возврат к эсхатологической риторике. Второй – негативный, если процент воцерковленности россиян останется невысоким либо будет снижаться.
Факторами, затрудняющими вселенскую миссию РПЦ при обоих сценариях, выступают имиджевые потери РПЦ последних лет, «уход» из Московского патриархата Украины и последовавший за этим общий раскол мирового православия. В то же время именно последний фактор может выступить для РПЦ новой точкой отсчета в переконфигурации отношений между поместными церквями и расстановке сил между «русским» и «греческим» православным миром – Москвой и Константинополем.
Политический аспект
Январь 2020 года ознаменовался выступлением российского лидера, анонсировавшего изменения приоритетов в развитии России. Независимо от того, было ли заявление митрополита Илариона «пробным шаром» в «прощупывании» готовности российского общества к переменам, обращение к внутренним проблемам не означает исключение из российской повестки внешнеполитического вектора.
В этой связи следует ожидать модернизации концепции «Третьего Рима» под идеи и направления, которые сохранили бы собирательную функцию образа «Великой России», но без явного религиозного акцента. Таким условиям в большей степени отвечает неоевразийство как идея континентального доминирования России.
Вместе с тем концепции «центров» и «полюсов» не несут в себе принципиальной новизны, они в значительной степени предсказуемы и потому уязвимы. Это дает основание предположить, что в ближайшие десятилетия с концепциями «центров» могут начать конкурировать концепции «магистралей» – глобальных геополитических потоков, в которых трудно будет выделить только религиозный, экономический или культурный трек.