И селу, и городу
Духовные корни любой цивилизации лежат в сельской местности, а интеллектуальная сила и технический прогресс развивались в городах. Центр и регионы находятся в биполярных отношениях: сочетают в себе и противоречия, и единство. Научные достижения, образование, медицина в своих самых высоких проявлениях концентрируются в урбанистических центрах. И по-другому сделать проблематично. Но инновации должны масштабироваться и в малые населенные пункты, которые без ноу-хау, современной инфраструктуры в самом широком понимании придут в упадок, ударив бумерангом по городам: без надежного снабжения продовольствием мегаполисы быстро превращаются в каменные джунгли. Последние несколько десятилетий наблюдался уклон в сторону городской жизни. Тем более важно для сохранения гармонии — и социальной, и экономической — подтянуть регионы. Не самая тривиальная задача, требующая деликатных подходов и оригинальных организационных и административных решений. О перспективах регионального развития в долгосрочном периоде поговорили с аналитиком Белорусского института стратегических исследований Ириной Русак.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Значит, надо ломать схему. Земли и ресурс убыточных хозяйств полноценно передавать крепким хозяйствам и работать по схеме укрупненных товарно-сырьевых комплексов. На создаваемых предприятиях — осуществлять строительство современных масштабных молочно-товарных и свиноводческих комплексов.
Во время выступления на совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли, 16 апреля 2024 года

Региональная устойчивость
— Сейчас в активной фазе находится разработка долговременных стратегий устойчивого развития регионов и отраслей. Несомненно, эти документы станут обсуждаться на различных уровнях, в ходе многоступенчатой экспертизы и дискурса будет выработано конкретное видение будущего и отраслей, и регионов. Но на аналитическом уровне могу констатировать: сегодня назрел концептуальный пересмотр управления экономикой регионов.
По этим вопросам есть достаточно много наработок. Не углубляясь в их подробности и нюансы, можно сказать: в значительной степени драйвером развития некоторых регионов являются проекты республиканского уровня, а также деятельность предприятий республиканского подчинения. Самый яркий пример — Белорусская атомная станция в Островце. Сформировались индустриальные центры, которые по экономическому влиянию выходят далеко за пределы своего района и даже областей. «Беларуськалий» расширился за пределы Солигорска, построил новый рудник в Петриковском районе Гомельской области. В флагманские холдинги (БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, БМЗ и другие) входят субъекты хозяйствования практически во всех областях страны. Логика повышения конкурентоспособности и эффективности предполагает и укрупнение производств, создание вертикальных и горизонтальных коммерческих структур, кластеров, использование других интеграционных форм, которые создают широкие и сложные взаимоотношения между субъектами хозяйствования, выходящие далеко за административно-территориальные рамки.
Новые объективные тенденции требуют новых подходов управления регионами. Один из вариантов — сконцентрировать усилия местной администрации на формировании благоприятной среды: развитии инфраструктуры, здравоохранения, образования, обеспечении социальных стандартов. В том числе и для развития деловой активности. Непосредственно прорывные проекты станут разрабатываться в рамках отраслевых стратегий и стратегий по развитию экономических видов деятельности, которые будут захватывать всю территорию страны. А по большому счету формулироваться даже шире, с учетом возможностей и перспектив государства в рамках интеграционных объединений: Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, БРИКС, ШОС. Очевидно, что ключевые проекты будут формироваться на базе крупных предприятий и индустриальных центров, которые своим мультипликативным эффектом станут влиять на развитие окружающих территорий.
Магнетизм рабочих мест
— Если говорить о сельской местности, то, как видится, целесообразно использовать принципы сельской урбанизации для обеспечения аграрного сектора трудовыми ресурсами. Несомненно, государство не бросит жителей малых населенных пунктов. Как неоднократно отмечал Глава государства, пока в деревне будет хотя бы один житель, его обеспечат услугами торговли, связи, медицинской помощью и другими социальными стандартами. Но в развитии регионов акцент планируется делать именно на агрогородках, в которых можно приблизить уровень комфортного проживания к городскому в части бытовых услуг (газ, центральное водоснабжение и другие), обеспеченности социальными объектами (торговыми, здравоохранения, образования). Базовые социальные стандарты в агрогородках уже реализованы, происходит совершенствование инфраструктуры. Несомненно, невозможно возвести в каждом поселке (даже крупном) многофункциональный торговый центр, аквапарк или драматический театр. Такие объекты будут концентрироваться в городах, так как для их функционирования необходима более высокая концентрация населения. Но сейчас упор делается на развитие транспортной инфраструктуры, чтобы из сельской местности в районные и областные центры вела дорога с твердым асфальтовым покрытием, разрабатываются мероприятия по повышению мобильности сельского населения. Чтобы люди из малых населенных пунктов комфортно и быстро могли добраться до агломераций и пользоваться теми же благами, что и жители городов.
Второй значимый фактор привлечения населения в сельскую местность — наличие высокооплачиваемых рабочих мест. К сожалению, пока средняя заработная плата в аграрном секторе находится на уровне около 80 процентов от средней по республике. Причем ситуация неоднородная. Есть крепкие предприятия, и в сфере их коммерческой деятельности агрогородки заполнены. Даже горожане (пускай и не в массовом порядке) готовы переезжать в сельскую местность, если там есть выгодные для них предложения по работе. Люди идут за такими вакансиями. А их могут предложить далеко не все аграрные предприятия.
Синергия масштаба
— Предполагаю, что аграрная отрасль тоже пойдет по пути укрупнения: успешные предприятия будут поглощать проблемные хозяйства. Причем вне зависимости от их географического расположения. Видимо, станет происходить консолидация отрасли с формированием многопрофильных холдингов или даже корпораций. Они и будут являться источником создания высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест с конкурентными условиями труда. Как предполагается, холдинговая структура позволит нащупать региональную специализацию исходя из местных особенностей и возможностей. В одних регионах приоритет станет отдаваться растениеводству, в других — молочному или мясному животноводству. Не исключается и возникновение точек роста за счет активности предпринимательства. Они уже есть, и необходимо создать условия для их масштабирования. Огурцы из Столинского района стали международным региональным брендом. И доходы в этом регионе не меньше, чем в столице. Искать и создавать условия для таких местных, нишевых специализаций будет задачей местных властей.
Важно комплексное развитие сельской местности. Крепкий аграрный сектор, эффективные рабочие места, как и достойная инфраструктура, являются магнитом притяжения трудовых ресурсов. В свою очередь, высокие доходы жителей агрогородков создают платежеспособный спрос, для удовлетворения которого в регионы пойдет бизнес и инвесторы, они также являются генератором экономической активности. Это непростая задача, но решаемая в долгосрочной перспективе.