Белорусский Президент – самый опытный политик среди всех руководителей государств ОДКБ, и он имеет моральное право поднимать очень острые, порой даже неудобные вопросы. Но он не просто их поднимает, а задает направления, пути их решения. Об этом, комментируя состоявшуюся 8 июня встречу Президента Беларуси с секретарями советов безопасности государств – членов ОДКБ, а также заседание Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, заявил порталу sb.by аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай.
Эксперт обращает внимание на знаковость мероприятия: не так часто Глава белорусского государства встречается с руководителями советов безопасности всей ОДКБ. Но с учетом председательства нашей страны в Организации подобная встреча была необходима. Как и заданный ею тон:
– Наш Президент – самый опытный политик среди всех руководителей государств ОДКБ, и он имеет моральное право поднимать очень острые, порой даже неудобные вопросы. Но он не просто их поднимает, а задает направления, пути их решения. Действительно, к моменту нашего председательства накопилось много проблем и на внешнем контуре, и внутри Организации. Президент неоднократно об этом говорил. И самый примечательный вопрос – это, конечно, вопрос о необходимости разработки новой стратегии коллективной безопасности стран ОДКБ: появились новые угрозы, которые необходимо обязательно учесть.
Сама же стратегия станет основой для планирования и развития всей системы коллективной безопасности по всем направлениям, отмечает аналитик БИСИ:
– В военной сфере, в политической, в сфере борьбы с транснациональными вызовами и угрозами. Речь также про экономическое и военно-техническое сотрудничество, информационную безопасность, борьбу с трансграничной преступностью, нелегальной миграцией. Появилось направление биологической безопасности. Обновление стратегии необходимо всем нашим странам. Обратите внимание: с 2016 года – времени принятия действующей стратегии коллективной безопасности – Беларусь столкнулась с серьезными вызовами и угрозами своей безопасности, затем – Казахстан. Кроме того, обострились противоречия между Азербайджаном и Арменией, обостряются вопросы приграничного характера у Кыргызстана и Таджикистана. Я уже не говорю о коренном изменении обстановки в восточноевропейском регионе (СВО, расширение НАТО), что окажет влияние на каждую из его стран. Поэтому документ обязательно нужно обновлять, а звучавшие в ходе встречи оценки и посылы актуальны как никогда.