Дата публикации

Эксперты — об ахиллесовой пяте дигитализации выборов и опросов

Развитие информационных технологий сделало реальностью цифровизацию, насквозь пропитавшую нашу повседневность. Не стали исключением и электоральные процессы. Уже объявлены даже IT-платформы, которые якобы обеспечат дистанционное наблюдение за выборами и альтернативный подсчет голосов. О рисках и вызовах подобных процессов, о том, в каких целях они могут быть использованы, рассуждают аналитики Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Николай Сухотский и Светлана Алейникова.

Тайное становится явным

— Статья 68 Конституции Беларуси гласит: «Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается». Дигитализация способна обеспечить это требование?

Н. Сухотский: Достоверность переданной информации, предполагающая наличие инструмента идентификации избирателя, — это ключевой вопрос. Для решения этой задачи гражданину предлагается сфотографировать заполненный бюллетень и при желании паспорт и отправить их в чат-боты в Viber и Telegram для дальнейшей обработки на одной из платформ. На первый взгляд это логично и удобно. Однако такое решение предполагает сбор паспортных данных или номера телефона. А это несет в себе риски для избирателя.

Во-первых, люди рискуют, что их данные будут использованы в целях мошенничества. Во-вторых, администраторы платформ могут воспользоваться полученной информацией для зарабатывания денег путем продажи «электоральной» базы заинтересованным лицам. В-третьих, нельзя исключать, что список избирателей всплывет вопреки желанию самого избирателя. С одной стороны, это нарушит тайну голосования, с другой — избиратель на всю жизнь может стать «заложником своего голоса».

"В продвинутых в цифровом плане странах на разработку и внедрение электронных систем для выборов ушли годы. Базовым условием выступило наличие криптомодулей у сим-карт Евросоюза. Пример Эстонии показал, что этого недостаточно, пришлось прибегнуть к помощи блокчейна. Но по факту предложена система обычной архитектуры с центральным сервером и администратором, что в корне противоречит технологии блокчейн".    Николай СУХОТСКИЙ

С. Алейникова: Ныне стали раскручиваться онлайн-опросы, особенно в телеграм-каналах, привлекающих своей анонимностью и возможностью конспирации. На первый взгляд онлайн-опросы, в которых участвуют десятки тысяч подписчиков, намного превышают возможности социологов с их обычной республиканской выборкой в 1600–2000 респондентов.
Однако азбука социологии состоит в том, что массовость опроса необязательна и не гарантирует его достоверности. Так же и опрос, проведенный в небольшой или однородной группе (например, среди друзей и знакомых), нельзя примерять на все остальное общество.
 

Онлайн-опрос дает срез мнений аудитории лишь одного ресурса, без учета ее социально-демографических и других необходимых для социологического исследования характеристик.

"«Война рейтингов и социологий» направлена на формирование искаженных представлений о состоянии общественного мнения, дезориентацию аудитории и дискредитацию любых репрезентативных социологических данных. Мишенью становятся также результаты экзитполов и послевыборных опросов, которые в обязательном порядке проводились и будут проводиться аккредитованными социологическими организациями".  Светлана АЛЕЙНИКОВА

Голосуют холодильник и печь СВЧ

— Между тем информационное поле заполонили многочисленные псевдорейтинги. Где гарантия, что подобная вакханалия не случится и в ходе электронного голосования?

С. Алейникова: Такие «рейтинги» строятся на основе не только различных опросов, «инсайдов», но и анализа поисковых запросов и IP-адресов пользователей, по которым зарубежным «социологам» удается определять не только политические предпочтения, но даже пол и уровень доходов их владельцев. Некоторые «службы» умудряются так замерить «реальный рейтинг кандидатов», что исключают из него Президента, поскольку «нет смысла узнавать про него информацию, причина — абсолютная известность». Аргументация «железная», но тогда стоит подобные «исследования» пометить тегом «юмор». К этому же тегу я бы отнесла информацию об «опросах» под вывеской серьезных зарубежных структур, например, американской социологической службы Гэллапа. Возникают ситуации, когда один интернет-источник дает одну цифру, второй — другую, после первый источник опровергает второй, а в итоге оказывается, что никакого исследования и вовсе не было.

Н. Сухотский: Предложенные белорусам электоральные платформы также несут в себе очевидные для экспертного сообщества технологические ловушки. Во-первых, в данной системе можно зарегистрировать любое устройство в мобильной сети — даже не человека, а, например, GPS-навигатор, охранную сигнализацию, умный телевизор или холодильник или даже резервный 3G-модем в вашем офисе. Словом, все, что имеет радиомодуль и сим-карту белорусского оператора. Во-вторых, в качестве доказательства голосования можно загружать фото бюллетеня. Но непонятно, чем один бюллетень отличается от другого и что мешает сделать 20 фото одного и того же бюллетеня с разных ракурсов или вообще распечатать дома документ, похожий на бюллетень, в ста экземплярах и загрузить их фотографии плохой камерой в ста аккаунтах.

Сервис для своих

— Но, предположим, универсальный и безупречный электронный сервис для голосования и наблюдения за выборами создан. На этом все проблемы будут решены?

Н. Сухотский: Не уверен. Человек, планирующий голосовать за действующего Президента, такой сервис, скорее всего, проигнорирует. Зачем ему участвовать в играх политических оппонентов? Поэтому исход альтернативного подсчета голосов известен заранее. Он покажет электоральную ситуацию среди пользователей данного сервиса, которую подадут как ситуацию во всем обществе. То есть перед нами чистой воды инструмент создания фейковой реальности.

С. Алейникова: Кстати, требование аккредитации для социологов вызывает раздражение у некоторых, основной аргумент: «Почему им можно, а другим нельзя?» Между тем аккредитация — это гарантия того, что социологическая служба располагает профессиональными социологами, как правило, имеющими научную степень, наличие подготовленной сети интервьюеров, знание правил и методик проведения социологических исследований.

  osipov@sb.by