Дата публикации

Проведен мониторинг социального самочувствия среди медработников

Белорусский институт стратегических исследований (БИСИ) проводит постоянный мониторинг социального самочувствия в отдельных профессиональных группах. Среди последних таких исследований — масштабный онлайн-опрос посредством платформы БИСИ «ИнфоСоциология», в котором приняли участие более 6 тысяч медицинских работников. Рассказать о нем, а также ответить на некоторые другие вопросы за рамками исследования мы попросили доктора политических наук, доцента БИСИ Светлану Алейникову.

Аналитик БИСИ Светлана АлейниковаСветлана Михайловна, так как же, согласно опросу института, сейчас складываются взаимоотношения общества и медиков? Каковы тенденции последних лет?

Прежде всего скажу, что мы обратили внимание на очень высокую активность и заинтересованность респондентов, стремившихся поделиться наболевшими проблемами.

Медработники — самая мотивированная и неравнодушная группа!

Например, участники опросов оставили свыше 10 тысяч комментариев (для сравнения — в традиционной «бумажной» анкете социолог получает лишь 10–20 подобных ответов). Прямая речь, или цитаты респондентов, — важный источник информации для понимания тенденций.

Если обобщать, то наиболее часто респонденты затрагивают следующие актуальные для них вопросы:

  • рассогласование взаимных ожиданий по линии «врач — пациент» и связанная с ним взаимная неудовлетворенность от взаимодействия друг с другом;
  • потребительские установки части общества, воспринимающей медицину как сферу услуг, а врача как обслуживающий персонал;
  • заработная плата: ориентация на доход, учитывающий уровень ответственности, квалификацию и специфику работы медицинского работника;
  • пренебрежение пациентов собственным здоровьем: самолечение, вредные привычки, недостаточно высокая культура профилактики заболеваний, невыполнение рекомендаций врача и др.;
  • высокая нагрузка и эмоциональное выгорание: практика совмещения нескольких профилей деятельности и работы на 1,5 ставки, нехватка времени на прием, постоянное напряжение вследствие высокой ответственности принятия врачом решений.

Приведу несколько наиболее распространенных цитат из наших опросов о проблемах, волнующих медицинских работников: «нежелание людей качественно и комплексно заниматься своим здоровьем», «обслуживание одним врачом до 70 вызовов в день», «время приема составляет от 8 до 12 минут. Что можно успеть за это время?», «убежденность граждан, что все равно все плохо/мало/не так, как в «цивилизованных» странах», «диспансеризация, отчеты, куча бумажной документации, работа с жалобами», «преобладание отчетности над смыслом», «жалующийся пациент всегда прав», «отсутствие уважения и доверия к врачу, завышенная самооценка пациентов», «бесплатное не ценится» и т. д.

Как видно даже из этих нескольких цитат, ключевой запрос медицинских работников состоит в минимизации условий, отвлекающих их от выполнения профессиональных обязанностей (документооборот, отчетность и т. д.). А главный страх врача — не иметь возможности оказать пациенту необходимую помощь.

В числе значимых ожиданий медработников — уважительное отношение к статусу врача: юридическая защищенность и страхование медицинских рисков, гарантированная возможность повышения квалификации (приобретение новых профессиональных знаний и навыков, переобучение, освоение дополнительных специальностей).

А каковы ожидания общества, пациентов? Какие запросы превалируют и насколько ожидания соотносятся с действительностью?

Общество привыкло к высоким стандартам медицинской помощи и воспринимает их как должное, планка запроса растет в сторону повышения качества сервиса (обслуживания) — улучшения материально-технической базы, сокращения очередей, совершенствования логистики и т. д.

В связи с этим важным представляется четкое разделение и в законодательстве, и в общественном сознании понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга».

В числе приоритетных направлений развития системы здравоохранения видятся следующие:

  • повышение качества управления с учетом актуальных эпидемиологических и экономических вызовов. Развитие собственных производств и фармацевтики;
  • повышение уровня сервиса за счет организации работы учреждений здравоохранения, совершенствования и цифровизации ключевых процессов, дальнейшее внедрение инструментов страховой медицины;
  • расширение управленческих компетенций главврачей и представителей администраций учреждений здравоохранения, минимизация зависимости их деятельности от статистических показателей.

Если вернуться к медикам, то, видимо, можно сказать, что их запросы и ожидания (высокий доход и социальный статус, комфортные для осуществления профессиональной деятельности условия труда) становятся основой их жизненных стратегий?

Да, а также основой миграционных установок, в первую очередь среди студенческой молодежи профильных вузов. БИСИ совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в ноябре-декабре 2022 года посредством платформы «ИнфоСоциология» провел онлайн-опрос среди работников медицинской сферы. Объем выборки составил 6 068 человек из числа медицинских работников и 1 374 — из числа пациентов. В некоторых вопросах допускалось несколько вариантов ответов, поэтому сумма может превышать 100 %. Мы спрашивали: «Устраивает ли вас работа по следующим критериям?» И вот какие результаты получили (см. рис. 1).

Проведен мониторинг социального самочувствия среди медработников

Рисунок 1. ОТВЕТЫ МЕДРАБОТНИКОВ НА ВОПРОС «УСТРАИВАЕТ ЛИ ВАС РАБОТА ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ?» (% от числа опрошенных).

Что вы думаете о системе распределения молодых специалистов, ведь сроки работы по распределению будут повышаться? Это касается и ординатуры, где отработка составит 5 лет. Как такие меры скажутся на закреплении специалистов, что еще можно сделать в этом направлении?

Думается, что только закреплением и отработкой молодого специалиста не привяжешь к месту распределения. На мой взгляд, это даст лишь временный эффект и не решит проблему, поскольку в данном случае «лечится» скорее проявление «болезни», но не ее причина. Как показывают уже упомянутые опросы медицинских работников, на социальное самочувствие влияет не только размер зарплаты.

В числе причин оттока выпускников медицинских вузов участники опроса называли и такие, как «отсутствие четкой жилищной программы для закрепления молодых специалистов на местах», «нет сплоченности в коллективе», «формализация института наставничества», «усложнение требований для аттестации на высшую категорию для врачей».

Определяющим условием выступает то, что социологи называют качеством социального взаимодействия.

Для молодых специалистов важны поддержка старших коллег, руководства учреждения здравоохранения, условия работы, возможность повышения квалификации, стажировок.

А когда к молодому специалисту относятся как к временщику, по принципу «ты же все равно уйдешь, вот мы тебя и нагрузим, чем можно», трудно ожидать от него желания остаться. То есть чаще речь идет о качестве управления (менеджмента) и психологической атмосфере в конкретном учреждении здравоохранения.

Профессиональное выгорание у медиков — тема, кажется, всегда актуальная. Как с этим можно бороться, чем помочь врачам и другим сотрудникам учреждений здравоохранения?

Исходя из проведенных исследований, представляется, что рецепт борьбы с выгоранием состоит в повышении качества управления и улучшении социального климата в конкретном учреждении здравоохранения, расширении возможностей для профессионального и карьерного роста медицинского работника, уважительном взаимодействии по линии «врач — пациент», формировании ответственности граждан за собственное здоровье.

Светлана Михайловна, что вы можете сказать о медийном образе медицинского работника? Как представлены медики в белорусских СМИ?

В наших средствах массовой информации здравоохранение позиционируется как одна из ключевых составляющих общественной системы, имеющая огромное значение для благополучия и развития общества в целом. Внимание и интерес к этому социальному институту в белорусских СМИ находятся на высоком уровне — за два последних года общее число публикаций по теме составило около 150 тысяч.

Даже с учетом имевшей место критики системы здравоохранения, государством многое делается для формирования позитивного образа медицинского работника. Мониторинг информационного поля Беларуси посредством информационной аналитической системы БИСИ «ИнфоМетрика» позволил нам составить медийный образ здравоохранения, в котором можно отметить несколько аспектов:

текущее состояние системы здравоохранения. В новостных и информационных материалах рассказывается о качестве медицинских услуг, наличии необходимого оборудования и лекарств, а также о проблемах, с которыми сталкиваются пациенты и медицинский персонал, например: «Перед отраслью поставлены первоочередные задачи — обеспечить высокое качество и доступность медпомощи» («СБ. Беларусь сегодня»);

государственная политика в сфере здравоохранения. В СМИ рассматриваются вопросы финансирования системы здравоохранения, разработки и реализации программ по улучшению медицинского обслуживания населения, принятия нормативных документов, касающихся здравоохранения: «Депутат рассказала о новациях законопроекта по вопросам здравоохранения» (БелТА);

медицинские достижения и инновации. В инфополе регулярно публикуются статьи и репортажи о новых методах диагностики и лечения различных заболеваний, о научных открытиях в области медицины: «Минские хирурги провели тысячную пересадку печени» (ОНТ);

социальный аспект. В СМИ рассматриваются вопросы доступности медицинской помощи для различных социальных групп, включая малоимущих, пенсионеров, детей и инвалидов. Также освещаются проблемы демографии и здоровья населения, профилактики заболеваний и здорового образа жизни: «Невролог рассказала, кто входит в группу риска развития инсульта» («Минск-новости»).

Иллюстрацией служит ассоциативный ряд (облако тегов) — перечень наиболее часто встречающихся слов по запросу «медицинские работники», который вы можете увидеть на рис. 2.

Проведен мониторинг социального самочувствия среди медработников

Рисунок 2. ОБЛАКО ТЕГОВ ПО ТЕМЕ «МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ БЕЛАРУСИ».

Таким образом, белорусские медиаресурсы нацелены на формирование значимости института здравоохранения для общества, акцентируют внимание на необходимости решения проблем, улучшения качества и доступности медицинской помощи.

А каким выглядит белорусское здравоохранение с позиции пациента?

Для ответа на этот вопрос я воспользуюсь материалами аналитика БИСИ, кандидата социологических наук Екатерины Резановой.

Итак, согласно этим данным, граждане Беларуси высоко ценят сохранившуюся и адаптированную к социально-экономическим условиям бюджетную систему финансирования здравоохранения, а также активную работу по повышению доступности медицинского обслуживания: строительство новых медицинских учреждений, обновление ресурсной базы организаций здравоохранения, появление новых форм и направлений медицинского обслуживания.

Обеспечение качественной медицинской помощи сложнее осуществить в малых городах и сельской местности, главным образом по причине дефицита кадров. При оценке системы здравоохранения жители небольших населенных пунктов больше всего обеспокоены укомплектованностью медицинским персоналом своих учреждений здравоохранения, а также наличием медицинского оборудования, позволяющего осуществлять полный комплекс диагностических обследований (данные опроса представлены на рис. 3).

Проведен мониторинг социального самочувствия среди медработников

Что можно сказать об авторитете медицинских работников у пациентов? Растет ли он?

Можно сказать, что авторитет профессии врача, медсестры, любого медицинского работника неизменно высок. Здравоохранение в числе основных институтов стабильно занимает лидирующее место по уровню доверия (такие мониторинговые исследования проводит ведущая социологическая организация Республики Беларусь — Институт социологии Национальной академии наук).

Кроме того, оценка качества медицинской помощи традиционно осуществляется с помощью комплекса механизмов, среди которых основными являются контроль показателей деятельности организаций здравоохранения и стандартизация.

По доступности медицинской помощи, которая определяется такими показателями, как обеспеченность населения медицинским персоналом, больничными койками, аптеками, бригадами скорой медицинской помощи и др., Республика Беларусь традиционно не уступает большинству стран мира и даже превосходит их.

Однако территориальная и экономическая доступность не гарантирует полного охвата населения медицинской помощью. Важным выступает социальный эффект функционирования системы здравоохранения, который характеризуется не только динамикой демографических показателей и состояния здоровья населения, но и удовлетворенностью пациентов системой медицинской помощи, а работников здравоохранения — условиями труда. Данные показатели наиболее сложно поддаются анализу, поскольку являются субъективными и подвержены влиянию многих факторов.

Какие направления развития системы здравоохранения на основе социологических исследований выглядят наиболее перспективными?

Последовательность и преемственность социальной политики государства позволяет обеспечивать высокий уровень оказания медицинской помощи при сохранении социального характера национальной системы здравоохранения.

Актуальное направление в совершенствовании этой системы здравоохранения — ее организационная составляющая. Важно повышать эффективность управления в здравоохранении, более рационально использовать кадровый потенциал и финансовые средства, выстраивать внутреннюю логистику.

Повышению качества медицинского обслуживания населения будет способствовать совершенствование логистики и управления ресурсами в медицинской сфере, а также расширение двухсторонних международных контактов в целях обмена опытом, передовыми технологиями, налаживания совместных производств.