Дата публикации

В проекте программы социально-экономического развития страны скрупулезно учтены пожелания белорусов

Программа для людей

Формирование стратегических документов сама по себе задача с бесконечным количеством звездочек. Необходимо определить цели, проанализировать с точки зрения реальность их достижения исходя из прогнозов очень пластичной внешней среды, наличия необходимых ресурсов, распределить их по отраслям, учесть многочисленные связи между ними… А потом эту математику придется соотнести с ожиданиями граждан. В конечном итоге экономика существует для повышения качества жизни населения. А в этом вопросе нет единого мнения. Понятия о благополучии и полном счастье разнятся от возраста, географии проживания, социального окружения, уровня образования и еще множества других факторов. Как максимально приблизить экономику к стремлениям граждан, поговорили с аналитиком Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Светланой Алейниковой.

Беларусь

Белорусский реализм

— В апреле 2025 года БИСИ провел масштабное социологическое исследование с целью подготовки предложений в концепцию программы социально-экономического развития исходя из ожиданий граждан на следующую пятилетку.

С учетом стратегической важности темы был задействован целый ряд социологических служб и методик социологического исследования, которое состояло из традиционного поквартирного опроса (face-to-face) и онлайн-опроса на платформе Меркаванне.бел. Офлайн были опрошены около 1,5 тысячи человек, а через электронную платформу — 30 тысяч.

Такой подход при разработке подобных документов реализуется впервые. Почему этого не делали раньше? Ведь наша социально-экономическая модель более трех десятков лет ориентируется на постоянное повышение благосостояния белорусов. Но надо учитывать: с конца 1990‑х наша экономика проходила одну за другой стадии становления, в рамках которых поступательно реализовывались системные проекты по обеспечению базовых потребностей. За эти годы была решена проблема продовольственной безопасности, насыщения рынка потребительскими товарами, постоянно развивается транспортная, энергетическая, информационная инфраструктура, кардинально модернизирована материально-техническая база здравоохранения и образования… Беларусь объективно достигла уровня страны со средним благосостоянием. И теперь ребром стоит вопрос по вектору дальнейшего развития. Несомненно, можно (и нужно) изучать опыт других государств. Но мир очень пестрый, существует бесконечное количество стратегий и механизмов их реализации. Поэтому целесообразно такие принципиальные для государства в целом, и для каждого гражданина в частности документы формировать с учетом широкого изучения общественного мнения, ожиданий и запросов людей.

Остановимся на ключевых результатах проведенного опроса. В целом белорусы являются реалистами, в связи с чем ожидания у них от социально-экономического развития на ближайшие пять лет весьма понятные и конкретные, а поэтому достижимые. Основные приоритеты: улучшение системы жилищно-коммунального хозяйства, дорог, транспорта, водоснабжения, в том числе качества воды. Если говорить об образовании и здравоохранении, то люди ожидают как качественных улучшений, так и повышения статуса работников этих отраслей. Граждане отмечают, что врачи, учителя и преподаватели формируют будущее нации, поэтому логично повышать уровень заработка и социальные гарантии представителям этих профессий: предоставление тех или иных льгот и привилегий. Причем не только для улучшения материального благополучия таких работников, но и для формирования моральных стимулов, выделяя этих специалистов как элиту общества.

Очень подробно изучили такую чувствительную отрасль, как здравоохранение. Опрашивали и медицинский персонал, и пациентов, чтобы оценить систему со всех сторон и под разными углами. По техническому уровню она достаточно хорошо развита. Закуплено много современного, дорогого и эффективного диагностического и лечебного оборудования. Другой вопрос, что не всегда хватает специалистов достаточной квалификации, чтобы использовать их с максимальной эффективностью. Особенно остро стоит проблема в регионах.

Причины лежат не столько в финансовой плоскости, сколько во внутренней организации учреждения здравоохранения, их менеджменте. Говоря объективно, ощущается серьезная нехватка управленческих компетенций у ряда руководителей поликлиник, больниц. Как показывает изучение оценок трудовых коллективов, не всегда администрация эффективно выстраивает работу, чтобы минимизировать очереди, эффективно распределить энергию и рабочее время врачей и другого персонала, создать более комфортные условия и для пациентов, и для персонала. Как решать эту проблему? Возможны различные подходы. Либо повышать менеджерские навыки руководителей — учить, повышать квалификацию через курсы, семинары и другие обучающие мероприятия. Либо выделить менеджерскую функцию и передать ее в ведение опытным управленцам: они будут отвечать за организационные вопросы, а главный врач — непосредственно за медицинскую часть. Наше исследование показало: в учреждениях, которыми руководят опытные управленцы, возникающие проблемы решаются быстрее и эффективнее.

Беларусь

Спокойный средний возраст

Несомненно, ожидания от социально-экономического развития страны значительно разнятся. Поэтому в каждую социальную группу глубоко заглядывали, чтобы учесть мнение всех граждан.

Для возрастной группы старше 55 лет принципиальным вопросом является доступность медицины. Что вполне очевидно: с возрастом здоровье начинает сильнее беспокоить. Второй важной опцией является логистическая и транспортная доступность: возможность без посторонней помощи добраться до нужной географической точки. От сельсовета или исполкома до магазина или автолавки — этот вопрос более остро воспринимается жителями сельских и небольших городских населенных пунктов. Пожилым людям иногда непросто добраться до той же автолавки, если деревня протяженная или машина останавливается в соседнем более крупном селе. Причем пожилую возрастную группу волнует проблема паллиативной помощи, когда в силу развития заболеваний требуются круглосуточный уход и медицинская помощь, которые родственникам обеспечить достаточно тяжело. Из нематериальных ожиданий у пожилых людей (особенно после 70 и старше) — запрос на вовлеченность в социальную жизнь, их востребованность. Многие хотят продолжать активную коммуникацию, по возможности быть полезными для общества. Люди преклонного возраста очень опасаются оказаться ненужными, за контуром динамичного социума.

Средняя возрастная группа является образующей для любого государства. Во-первых, именно она обеспечивает связь поколений. Во-вторых, она наиболее экономически активная и в значительной степени обеспечивает материальное благополучие и детей, и пенсионеров. И у нее ключевой запрос — материальный доход, стабильная работа предприятий, трудовые отношения. Также есть ожидания от более качественной работы сферы ЖКХ: интересуют вопросы паркингов, придомовых стоянок, уборка подъездов. Если говорить о жителях сельских населенных пунктов и малых городов, то есть запрос на развитие инфраструктуры: для спорта, отдыха с детьми, семьей. Причем 80 — 90 процентов жителей небольших населенных пунктов в целом удовлетворены своей жизнью. Когда мы спрашиваем о проблемах, чаще всего люди говорят про желание более высокой заработной платы. При этом уровень мобильности очень невысокий: граждане далеко не всегда готовы к смене работы, поиску новых возможностей для повышения своего же финансового благосостояния. Преобладающая стратегия — скорее экономить, чем напрягаться и искать варианты. Несомненно, необходимы дополнительные стимулы для большей активности людей.

Беларусь

Мобильная молодежь

Молодежь обладает большим откликом на мобильность. Можно выделить две группы, которые отличаются друг от друга. Во-первых, поколение Z (20 — 30 лет), которое уже в значительной степени сформировалось. И поколение Альфа (15 — 19 лет), которое еще только входит в самостоятельную жизнь.

У зуммеров основной запрос — самореализация и признание. И то и другое в значительной степени для них измеряется уровнем дохода. IT-сектор попадает в этот запрос. Поэтому зуммеры стремятся работать в высокотехнологичных компаниях, готовы для этого менять свое место жительства.

Поколение Альфа выросло в очень благоприятных, можно сказать, тепличных условиях. Поэтому их главная цель — собственное удовольствие. Без каких-то стратегических планов: они стараются жить в моменте, ценят свою свободу и личное время, в связи с чем очень тяжело переносят ту же производственную дисциплину. Они хотят трудиться, сколько им нравится и когда нравится. И с этим уже постепенно сталкиваются работодатели.

Основной вывод из исследования? Люди хотят жить лучше — наращивать благосостояние, расширять границы комфорта. Это вполне предсказуемо и объяснимо — что называется, на поверхности. В то же время, как показывает изучение общества, далеко не все готовы напрягаться и изменять устоявшиеся модели поведения ради улучшения своей жизни. Такой потребительский патернализм по принципу «сделайте мне хорошо». Причем это характерно в том числе и для молодежи, которая всегда была самой мотивированной и мобильной возрастной группой. И когда мы ставим перед собой такие масштабные цели, как программа пятилетнего развития Республики Беларусь, важно понимание, что за нас этого никто не сделает. Благополучие страны и наше собственное благосостояние зависят от нас.