В русле решения уставных задач по развитию международных контактов 3 сентября Белорусский институт стратегических исследований продолжил серию онлайн-конференций с зарубежными партнерами.
На этот раз в качестве собеседников к заинтересованному диалогу приглашены украинские эксперты, с которыми обсуждены текущее состояние и перспективы белорусско-украинских отношений в поствыборный период, а также ключевые вызовы для Киева и Минска в условиях обострения международной обстановки и внутриполитической нестабильности в Беларуси.
В заседании круглого стола приняли участие директор и аналитики БИСИ, а также украинские эксперты: Бортник Руслан, директор Украинского института анализа и менеджмента политики; Бизяев Руслан и Шабовта Сергей, аналитики этого же института; Богатырёв Даниил, политолог; Бузаров Андрей и Барашков Кирилл, эксперты аналитической группы KievStratPro; Найчук Антон, директор Фонда гражданской дипломатии; Якушик Валентин, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия».
В ходе заинтересованной и конструктивной дискуссии затронуты вопросы последствий внутриполитических событий в Беларуси для региональной и международной безопасности. Отдельно коснулись проблематики сотрудничества Беларуси и Украины в новых условиях, включая контуры и «рецепты» нормализации двусторонних отношений, в том числе через призму фактора России, ЕС, США и Китая.
Весьма интересной и полезной была глубокая и качественная экспертиза украинских экспертов в отношении опыта противостояния «цветным революциям» в разных уголках земного шара за последнее десятилетие и его применение в Беларуси в 2020 году, уроков «цветных революций» для Украины и Беларуси, различных аспектов привлечения радикальных и криминальных элементов как тактического приема «цветных революций».
Даниил Богатырёв, аналитик Украинского института политики:
«Протесты в Гонконге были похожи на белорусские тем, что они носили еженедельный характер. Местные митингующие в Гонконге собирались в основном на выходных. Правда, следует отметить, что данные протесты имели менее мирный характер. В Беларуси на данном этапе агрессия и асоциальная активность протестующих фактически сошла на нет, сделав их акции подчеркнуто мирными».
Кирилл Барашков, эксперт аналитической группы KievStratPro:
«В Украине часть власти участвовала в государственном перевороте. Беларусь не пошла по этому пути. Власть Беларуси оказалась более монолитной, более консолидированной. Не было явного предательства силовых органов – то, что мы наблюдали в Украине и других странах. Депутаты, министры не пошли на поводу у предводителей «цветной революции», смогли консолидироваться и дать отпор. Мы видели отдельные ситуации в дипкорпусе в поддержку бело-красно-белого движения, но это не сыграло свою роль. И это основной фактор, на основании которого уже с большей долей вероятности можно утверждать, почему «цветная революция» в Беларуси в отличие от других потерпела поражение».
Бизяев Руслан Валентинович, аналитик Украинского института политики:
«В Беларуси нет такого понятия как олигархия. Нынешние белорусские элиты изначально формировались в другой среде. С начала 90-х и по сегодняшний день Беларусь представляет собой белорусскую советскую капиталистическую республику, где наряду с сохранением государственной собственности и высоких социальных стандартов применяются новейшие мировые технологии. Проблема в том, что белорусскому обществу необходимо определиться, куда оно идет. Вопрос не в децентрализации и не в политической реформе. Это все инструменты. Самое главное – это выбор элит. Кроме стабильности общество всегда требует, чтобы постоянно рос уровень не только свободы человека, но и восприятие человека окружающими».
Бузаров Андрей Игоревич, эксперт аналитической группы KievStratPro:
«В украинском гражданском обществе нет единой точки зрения по белорусским событиям, нет этой единой позиции и в украинской власти. Когда мы говорим о перспективе двусторонних отношений Беларуси и Украины, возможно прогнозировать, что в ближайшие полгода будет происходить резкое и неизбежное ухудшение отношений между двумя странами, поскольку украинская позиция будет находиться в западном фарватере. Вспоминая Люблинский треугольник, можно отметить, что официальные позиции будут синхронизироваться с соответствующими точками зрения Запада и, прежде всего, Литвы и Польши. Естественно, это будет резонировать с частью гражданского общества Украины, поскольку у многих свое видение белорусско-украинских отношений. У Беларуси и Украины должна быть своя государственная позиция вне зависимости от того, что говорят о Беларуси в Москве, Вашингтоне или Брюсселе. Украина имеет моральное право высказывать свою точку зрения по белорусским событиям, и задачей украинской и белорусской дипломатии является сохранение существующих достижений».
Бортник Руслан Олегович, директор Украинского института политики:
«Минск как переговорная площадка сегодня в связи с разворачиванием кризиса в Беларуси ставится под угрозу, и обе стороны, оба народа могут серьезно потерять, если политика руководства стран будет непродуманной и будет исходить из интересов внешних игроков на Востоке либо на Западе. Уже сегодня в Украине активно звучат голоса о необходимости переноса переговорной площадки в другие локации: звучит и Швеция, и Финляндия, и Казахстан, и Австрия. Я в этом вижу угрозу замораживания переговорного процесса для Украины и вижу угрозу для Беларуси в потере статуса посредника, который она достаточно эффективно использовала в последние годы в политике и экономике».
Найчук Антон Антонович, директор Фонда гражданской дипломатии:
«Украинскому руководству необходимо выработать более сбалансированную, более прагматичную политику. Надеюсь, что все же такие политические шаги будут предприняты и прагматизм экономических отношений станет триггером, который будет и сохранять статус-кво, и содействовать конструктивному развитию отношений между официальными Минском и Киевом».
Олег Макаров, директор БИСИ:
«Мы отмечаем возможность ухудшения отношений между Беларусью и Украиной, однако у нас есть опыт разделения отношений на политический, экономический и культурный треки. В этой связи, если стороны неизбежно идут к ухудшению отношений, необходимо прилагать усилия по выделению, например, тематики регионального сотрудничества и осуществлять таким образом компенсацию, где бы усиление качества экономического взаимодействия компенсировало бы охлаждение политических отношений».