Появившиеся в инфополе прогнозные оценки экспертов по поводу активизации отношений с Мьянмой сподвигли более внимательно и глубоко взглянуть на ситуацию внутри и вокруг этой страны Юго-Восточной Азии, участницы блока АСЕАН.
Внутренняя обстановка
Вспыхнувший с новой силой в феврале 2021 года вооруженный конфликт между армией Мьянмы (Татмадау) и Народными силами обороны, которые подчиняются Правительству национального единства (ПНЕ) в изгнании, а также примкнувшими к ним вооруженными этническими группировками, как представляется, пока далек от завершения.
Находящийся под прессингом Запада, стран-соседей и партнеров по АСЕАН, военный режим Мьянмы ведет сложную многоходовую игру на выживание, мобилизуя все доступные внутренние и внешние ресурсы.
В июле 2024 года премьер-министр старший генерал Мин Аунг Хлайнг снова продлил на полгода режим чрезвычайного положения, заявив о готовности принять «любые необходимые меры для восстановления стабильности в государстве», а также пообещал провести в 2025 году всеобщие выборы. Однако эскалация гражданского конфликта в стране затрудняет проведение переписи населения, что, вероятно, отдаляет их перспективу.
Положение военной администрации осложняют территориальные и людские потери вследствие серии скоординированных ударов сил сопротивления начиная с октября 2023 года (операция 1027) и расширения ими охвата своего контроля. Хотя аналитики Брукингского института (США) акцентируют внимание, что мьянманские военные никогда не контролировали полностью всю территорию страны даже с момента объявления независимости, что не мешало им удерживать власть.
Военным в Мьянме не нужно выигрывать войну; им ее нужно не проиграть. Пока под их контролем находятся центральные территории, они сохраняют критически важные ресурсы и монополию на взаимодействие с внешним миром. В то же время поступают сообщения о захвате повстанцами ключевых районов добычи редкоземельных металлов, что может нарушить цепочки поставок в Китай.
С другой стороны, разрозненные повстанческие группы имеют разные, зачастую диаметрально противоположные, цели и видение будущего устройства страны, что затрудняет компромиссную выработку постконфликтных сценариев. Мьянма — одна из самых этнически разнообразных стран Юго-Восточной Азии, где проживает более 135 этнических групп, которые составляют от 40 до 60 процентов населения страны.
Раскол в оппозиционном лагере усугубляется также конкурирующим влиянием Китая и США.
На фоне такой внутриполитической фрагментации эксперты не исключают сценария балканизации страны.
Социально-экономический срез
Экономика Мьянмы, которая росла ежегодно в среднем на шесть процентов в 2011-2019 гг., сократилась на 18% в 2021 году (в 2022 году рост плюс три процента). Девальвация кьята почти наполовину привела к инфляции в 16 процентов. Всемирный банк прогнозировал рост ВВП в 2024 году на уровне одного процента. Бедность затрагивает свыше 30 процентов населения.
Затяжной вооруженный конфликт спровоцировал острый гуманитарный кризис. По данным ООН, в настоящее время
в Мьянме более 2,6 млн человек принудительно перемещены, причем почти 800 000 из них – с конца октября 2023 года. Более 18,6 млн человек, включая 6 млн детей, нуждаются в помощи.
Региональные СМИ сообщают, что растущий контроль цен на товары повседневного спроса в попытке обуздать инфляцию только усугубляет экономические проблемы, в частности отток капитала в соседний Таиланд, а также порождает новые потоки беженцев, спасающихся от затяжного конфликта на родине и принудительной военной службы, введенной в начале прошлого года.
В то же время Министерство торговли Мьянмы в середине прошлого года сообщало о торговом профиците в размере 109,633 млн долларов. В 2022-2023 гг. внешняя торговля составила 33,925 млрд, увеличившись на 3,573 млрд по сравнению предыдущим периодом. Экспорт достиг 16,575 млрд (рост на 1,084 млрд), импорт – 17,349 млрд (рост на 2,489 млрд).
Мотивировка основных внешних акторов
Основные региональные игроки, как правило, занимают выжидательную позицию и на всякий случай налаживают каналы коммуникации со всеми участниками конфликта.
По сути только Запад, традиционно игнорирующий сложность восточной политики, безапелляционно грозит санкциями. Так, в апреле 2022 года Палата представителей США приняла закон о Бирме, предписывающий президенту применять санкции к лицам, подрывающим стабильность и демократию в Мьянме. Закон о национальной обороне 2023 года предусматривал нелетальную поддержку сил сопротивления. В 2021 году Европарламент признал ПНЕ законной властью. Спустя год ЕС ввел санкции в отношении ряда подконтрольных военным предприятий.
Традиционно Мьянму поддерживает Россия. Обсуждается взаимное расширение сети диппредставительств. Нейпьидо объявил о планах приема карт «Мир», идут дискуссии по платежам в нацвалютах. Есть межправительственное соглашение о строительстве Росатомом маломощной АЭС. Прорабатываются инвестиции в глубоководный порт Давэй. Растут объемы и интенсивность военного и военно-техническое сотрудничества, в том числе регулярно проводятся совместные учения.
Китай продолжает регулярный политический диалог с Мьянмой на высшем и высоком уровнях, а также развивает торговлю. В 2020 году страну посещал Председатель КНР. Глава МИД Поднебесной побывал там трижды – в 2022, 2023 и 2024 годах. В ноябре прошлого года Мин Аун Хлайнг первый после прихода к власти совершил визит в Пекин, где встретился с Премьером Госсовета КНР Ли Цяном и призвал оказать своей стране экономическую и технологическую помощь.
Следует отметить, что Мьянма является важной составной частью китайской инициативы «Один пояс, один путь», а также концепции построения сообщества единой судьбы человечества.
Пекин посредничает в отношениях Татмадау с повстанцами, проводит совместные учения, продает оружие и военную технику1 , помогает технологиями для контроля и мониторинга инфополя.
Инвестиции Китая в Мьянму2 (около 90% от общего объема) в основном сосредоточены в секторах энергетики и добычи природных ресурсов. По территории этой страны с побережья Бенгальского залива проходят газопровод и нефтепровод в географически изолированную южную провинцию Юньнань. Тем самым нивелируется «дилемма Малакки» – контролируемого США перегруженного пролива, обеспечивающего более 70 процентов китайского сырьевого импорта.
Взаимодействие Индии с военным режимом Мьянмы также носит прагматичный характер. Оно направлено на развитие сотрудничества в секторе безопасности с учетом наличия общей границы и сопутствующих вызовов и угроз (например, кибермошенничества и наркоторговли), а также сдерживание его критического сближения с Китаем. Ключевым национальным интересом Индии в Мьянме является обеспечение безопасности мультимодального транспортного проекта Каладан в штатах Ракхайн и Чин, а также автотрассы Индия-Мьянма-Таиланд, которые имеют решающее значение для ее восточной внешней политики и связности другими государствами АСЕАН.
В Нью-Дели ратуют за переход Мьянмы к инклюзивной федеральной демократии, а также гуманитарные инициативы под эгидой АСЕАН. Вместе с тем по мере укрепления Пекином связей с Пхеньяном и Нейпьидо индийские стратеги опасаются возможного появления треугольника КНР-КНДР-Мьянма, который стал бы новым раздражающим фактором в ближайшем соседстве Индии.
Япония предоставляет свою территорию лидерам сопротивления и ПНЕ для переговоров о создании единого фронта против военных, разработке новой конституции, исключающей возможность их присутствия во власти, а также механизма привлечения к ответственности за предполагаемые преступления против мирного населения. В то же время в стране находится много японских компаний и экспатриантов, что мешает Токио полностью разорвать связи с режимом Мьянмы.
Важную роль миротворца играет АСЕАН. Деэскалацию конфликта там видят в безусловной реализации принятого в апреле 2021 года «Пномпеньского мирного процесса», или «консенсуса из пяти пунктов», согласно которому стороны должны прекратить боевые действия и начать мирный диалог.
Гражданская война не только опустошает Мьянму, но и бросает вызов авторитету АСЕАН как ключевого регионального блока, приверженного миру и стабильности. Пока же АСЕАН зашла в тупик в мирных усилиях ввиду нежелания Татмадау выполнять свои обязательства и консенсусного принципа принятия решений («Путь АСЕАН»). Это стало серьезным вызовом для авторитета и единства блока. Вот почему там ревностно относятся к любым попыткам стороннего вмешательства в дела своего соседа.
Варианты и пути развязки ситуации
Опрошенные БИСИ индийские и пакистанские эксперты-синологи рассматривают три возможных сценария развития кризиса в Мьянме, допуская их гибридную материализацию:
- дальнейшая эскалация конфликта, деградация экономики и фрагментация страны с более активным внешним вмешательством;
- переговоры между военными и силами сопротивления с выходом на формулу раздела власти и переход к более инклюзивной политической системе;
- военная победа и консолидация власти в руках Татмадау с усилением изоляции и давления со стороны Запада.
При этом все сходятся во мнении, что исторически превалирующее позиционирование Пекина дает именно ему преимущество для влияния на будущее Мьянмы через посредничество в конфликте и поощрение (или понуждение) Татмадау к переговорам. Это наглядно подтвердил недавний визит главы МИД КНР в Нейпьидо на фоне обострения обстановки в приграничье. Он открыто призвал мьянманского лидера искать политическое примирение, возобновить демократический переход
и провести давно обещанные выборы.
Республика Беларусь, с учетом приведенных выше экспертных прогнозов и стратегических отношений с КНР и РФ, имеет потенциал и компетенции, чтобы внести свой соразмерный вклад в мирный процесс и дальнейшее устойчивое развитие Мьянмы путем гармоничного и неконфликтного дополнения миротворческих усилий ключевых внутрирегиональных игроков при координирующей роли АСЕАН.
Белорусский институт стратегических исследований готов внести в этот процесс свою лепту. Так, по итогам состоявшейся в БИСИ экспертной встречи накануне II Международной конференции по евразийской безопасности с находившейся в Минске официальной делегацией Мьянмы достигнута договоренность развивать сотрудничество с Мьянманским институтом стратегических и международных исследований.
1 По оценкам СМИ, за последние годы Китай продал Мьянме оружие на сумму более 250 млн долларов.
2 Китайские корпорации участвуют в 90 гидроэнергетических, горнодобывающих и нефтегазовых проектах по всей стране.
3 По данным СМИ, Индия в течение 10 лет потратит почти 3,7 млрд долларов на ограждение своей 1 640-км границы с Мьянмой.