Дата публікацыі

Беларусь - Индия: когда ностальгия должна уступить место прагматизму

Использовать «окно возможностей»

В марте с разницей в неделю в Нью-Дели и Москве состоялись два крупных международных форума. Как представляется, прозвучавшие там акценты важны в контексте понимания путей решения поставленной Главой нашего государства задачи по перезагрузке белорусско-индийских отношений на качественно новый уровень.

Беларусь.Индия

Считающаяся самой престижной в Южной Азии 10‑я флагманская конференция по геополитике и геоэкономике Raisina Dialogue (17 — 19 марта), некий аналог Мюнхенской конференции по безопасности. Традиционно ее организует аналитический центр Observer Research Foundation при поддержке МИД Индии.

В российской столице прошла конференция Российского совета по международным делам «Россия и Индия: к новой повестке двусторонних отношений» (27 марта), которую поддержало Посольство Индии в РФ.

Если в первом случае гости со всего мира (более 3500 делегатов из 125 стран) обсуждали в основном наиболее сложные проблемы планетарного масштаба, то в Москве в «семейной» атмосфере шла дискуссия о российско-индийских отношениях и их образе будущего.

В этом году автору не довелось побывать в Нью-Дели, зато российские партнеры любезно предоставили возможность поучаствовать в московской конференции. Тем не менее свое экспертное мнение удалось составить об этих двух событиях. Итак, основные акценты.

Беларусь. Индия
Во время проведения конференции «Россия и Индия: к новой повестке двусторонних отношений».

Первое. География делегатов, спикеров и спонсоров Raisina Dialogue с каждым годом все более «вестернизируется», хотя организаторы и стараются выправить этот крен за счет Глобального Юга. Данный тренд снова подчеркивает тезис о том, что Индия — один из основных бенефициаров процесса глобализации и поборник либеральных ценностей. Похоже, сегодня именно Запад находится в числе базовых приоритетов внешней политики Нью-Дели, несмотря на понимание индийцами его уходящей доминанты и комплекса имеющихся там системных проблем. Вместе с тем в последние годы налицо стремление Индии диверсифицировать свои интересы в регионе Восточной Европы и на Кавказе. Отсюда внимание к Чехии, Польше, Украине, Армении.

В теории это открывает и для нас окно возможностей для перезагрузки двусторонних отношений. Стремясь сократить промышленный и технологический разрыв с КНР, Индия для решения задач внутреннего развития и безопасности жизненно нуждается в технологиях и инвестициях. Соответственно, нужны зарубежные партнеры, способные их предоставить. В этой связи стремление делать акцент на работу с Западом, и прежде всего с США, логично и оправданно. На конференции это наглядно показало личное участие министра иностранных дел Индии С. Джайшанкара в панельных дискуссиях с региональным менеджментом крупных западных технологических корпораций (Meta, Swift, Ericsson, Microsoft).

Следует отметить, что многие делегаты из США, Великобритании, других западных стран — этнические индийцы. Это подчеркивает особое внимание и связь Нью-Дели со своей диаспорой, численность которой по всему миру оценивается примерно в 30 млн человек.

На фоне четко обозначившегося водораздела во взглядах на события в мире, особенно региональные конфликты, между Глобальным Югом и Глобальным Севером (прежде всего в лице Европы) весьма выигрышно смотрелись арбитраж и миротворчество индийской стороны. Темы войны и мира, трансатлантического разъединения в свете изменения стратегии Вашингтона в дискуссиях гармонично сочетались со сдержанностью хозяев форума, что отражает суть балансирующей дипломатии Нью-Дели. Трибуна была предоставлена как главе МИД Украины, так и российским экспертам (на официальном уровне Россия не была представлена на конференции).

Сам по себе позитивен факт участия в Raisina Dialogue впервые за многие годы профессора из Фуданьского университета Китая, что отражает тренд на потепление в индийско-китайских отношениях. В то же время представители QUAD (Австралия, Индия, США, Япония) широко обсуждали текущие и потенциальные шаги КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индию (вместе с Южной Кореей) также активно подталкивают в еще один многосторонний альянс в Южно-Китайском море — группу SQUAD в составе Австралии, США, Филиппин и Японии.

Второе. Конференция РСМД в Москве прошла в более компактном формате, собрав чиновников, представителей бизнеса и научно-экспертного сообщества двух стран. Открыли ее главы МИД РФ и Индии, сразу задав уровень и тональность дискуссий, что говорит о взаимном интересе партнеров друг к другу.

Программа мероприятия отражала содержание современных российско-индийских отношений. Делегаты много говорили о внешнеполитических стратегиях России и Индии в меняющемся мировом порядке. Отдельное внимание уделено вопросам торгово-экономического взаимодействия, продовольственной безопасности, диалогу в области науки, технологий и инноваций. Обеими сторонами подчеркнута важность развития контактов между людьми, включая экспертную дипломатию. Причем тема технологий и продовольственной безопасности обсуждалась в закрытом формате.

Как индийские, так и российские спикеры сошлись в том, что двусторонние отношения прошли «стресс-тест» на прочность на фоне нынешней геополитической турбулентности в мире, имеют прочную материальную базу и, несмотря на ряд объективно сохраняющихся проблем, фактически вернулись к норме.

Бывшие высокопоставленные индийские дипломаты рефреном подчеркивали, что нельзя недооценивать происходящие в Индии изменения, поскольку их эффекты будут чувствоваться не только у них в стране, но и в мире. Помимо участия в мирных инициативах (в Нью-Дели убеждены, что весь мир говорит на их языке), у Индии есть амбиции стать к 2030 году мировым лидером в производстве качественных полупроводников с объемом рынка в 110 млрд долларов (сейчас более 40 млрд). Вместе с Россией Индия готова осваивать Арктику. Кроме того, индийские стратеги видят себя страной возможностей для инвестиций и развития, чему во многом способствует фактор перекройки мира Дональдом Трампом. Именно он создает основу для трехстороннего взаимодействия Индии, России и США. Подчеркнуто, что это не иллюзия — определенная работа в этом направлении ведется.

Таким образом, Индия продолжает прибавлять в амбициях как мировой игрок, примеряя на себя образ арбитра между Глобальным Севером и Глобальным Югом, а также лидера. В этом смысле Raisina Dialogue — оптимальная площадка для этих целей, равно как и для демонстрации миру своих цивилизационных и смысловых преимуществ старейшей в мире демократии.

К слову, в дни конференции в Нью-Дели под председательством советника по нацбезопасности Индии Аджита Довала проходила встреча лидеров мировых разведывательных служб, на которую также приехала исповедующая индуизм (!) директор Национальной разведки США Тулси Габбард. Посвящена она была укреплению сотрудничества в борьбе с глобальными вызовами безопасности, включая терроризм и технологические угрозы.

Как представляется, в нынешних условиях международной обстановки Индия будет по максимуму «отжимать» в своих интересах (прежде всего технологического развития) Европу, геополитически дезориентированную в результате отчуждения с США. Причем эксплуатируя потенциал как ЕС, так и Америки. Это значит, что в Нью-Дели какое-то время будут заняты преимущественно западным вектором. Всем остальным желающим напомнить о себе, включая Беларусь, надо будет ловить подходящие политико-дипломатические форточки. Либо креативно создавать такие инфоповоды самим.

Пожалуй, исключением из этого правила останется Россия как великая держава, государство-цивилизация, интересы которого игнорировать невозможно. Да и пуповина исторических и цивилизационных связей между двумя странами по-прежнему крепка.

Фундаментальным фактором в стратегических расчетах и внешней политике Индии был и остается соседний Китай. Именно через оптику Поднебесной в Нью-Дели будут рассматривать свои отношения с зарубежными странами, особенно с номинантами на стратегическое партнерство. Поэтому, помимо экономической целесообразности, важен вопрос взаимного политического доверия на высшем уровне. А для этого нужен регулярный диалог.

В свете изложенного, похоже, нам следует перестать излишне ностальгировать по Индии времен Индиры Ганди, а более глубоко и внимательно посмотреть на Индию Нарендры Моди: самобытное, прагматичное государство-цивилизацию, знающее себе цену и четко осознающее приоритетную географию своих стратегических целей и национальных интересов.

Очевидно, что к другому качеству двусторонних отношений с этой новой Индией можно прийти через генерацию инновационных идей и смыслов, сила которых не раз меняла историю. Ведь государства-цивилизации и отличаются от остальных своей способностью связывать власть и смыслы. И здесь весьма кстати вспомнить фразу Махатмы Ганди, одного из отцов-основателей индийского государства: «Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением».

 

Источник: "СБ. Беларусь сегодня"