Интернационализация образования и экспорт образовательных услуг – это лидирующие тренды в сфере высшего образования на национальном и наднациональном уровнях. Современные образовательные услуги превратились в разновидность информационного товара, который государства предлагают на рынке. В этом смысле способность учреждения образования обеспечивать их высокий уровень и оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры выступает фактором его конкурентоспособности. Сегодня государства разработали широкий набор инструментов по привлечению иностранных студентов. Подходы к практической реализации разворачиваются в трех плоскостях: двусторонний формат образовательных связей, многосторонний или сетевые образовательные ресурсы и глобальное образовательное пространство. Пусковым механизмом выступает мотивация получения образования за рубежом. Как показывают исследования специалистов из разных стран, существенная доля иностранных студентов в вузах по всему миру принадлежит китайским студентам. В этой связи изучение мотивации выезда за рубеж для получения высшего образования абитуриентов из Китая дает определенную картину установок.
Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на мотивацию обучения за рубежом. Одной из причин динамики роста зарубежного обучения является изменяющаяся структура уровня доходов семей и экономического развития территорий Китая. У жителей появляется все больше возможностей для финансирования обучения детей за границей. При выборе китайскими студентами зарубежных вузов решающее значение имеет научная репутация университета.
Важную роль играет заинтересованность в изучении иностранного языка, преимущественно английского. Даже несмотря на то, что все больше родителей стимулируют детей изучать английский язык с раннего детства. Владение английским языком является существенным фактором во внутрикитайской конкуренции и карьерном продвижении. Это определяет популярность вузов англоговорящих стран, при этом наибольшим спросом пользуются профессии в научной области и сфере бизнеса.
Важным стимулом для китайцев является приобретение зарубежного жизненного опыта, передовых идей престижных школ и возможность расширения собственного образа мышления. Вернувшиеся с учебы за границей существенно отличаются от остальных, у них меньше шансов, как говорят в Китае, быть «раздавленным толпой». Не последнюю роль играет тот факт, что дипломы по ряду специальностей не признаются зарубежными вузами, что заметно снижает конкурентные способности при выборе работы за границей.
В 2020 году впервые стала наблюдаться тенденция диверсификации (перераспределения) направлений выезда китайских студентов на учебу в зарубежные вузы. Это прямо или косвенно связано с наблюдающимися изменениями в политике США в отношении Китая в целом и китайских студентов (аспирантов) в частности, включая трудоустройство и иммиграцию. Некоторые отличия заметны при анализе страновых факторов. Например, большой популярностью пользуются вузы Австралии из-за невысоких требований к поступлению при их высокой репутации, комфортного климата, «мягкой» миграционной политики, позволяющей остаться в стране после обучения. Одновременно наблюдается нарастающая динамика возвращения китайских выпускников в Китай.
Что касается самих образовательных трендов, которые закрепились и прошли апробацию на практике, особого внимания заслуживает дипломатия знаний, реализуемая в Республике Корея. Ее основной целью видится формирование положительного имиджа страны в политической и экономической областях. Задачи, которые необходимо выполнить, не ограничиваются трансфером знаний, но предусматривают также их обмен в сфере науки и технологий.
Особенностью образовательных потребностей в современном обществе также выступает их прикладной характер – стремление обучающихся получить требуемые компетенции в достаточно сжатые сроки и на высоком уровне. В силу этого иностранным студентам предлагается обучение на английском языке. Ключевым принципом является применение отдельных подходов к разным странам и регионам. Особую нишу занимают магистерские программы, в рамках которых осуществляется своего рода повышение квалификации и формируется общество знаний по корейской проблематике.
Знания как актив используются в двустороннем сотрудничестве государств. Этот подход позволяет выделить особые образовательные ниши, своего рода интеллектуальный капитал той или иной страны, который предлагается партнерам. Особую значимость он имеет в случае тесного экономического сотрудничества, взаимозависимости отдельных отраслей или производств. Обратной стороной развития такого образовательного вектора выступает закрепление имиджа эксперта за страной, который выходит за рамки двустороннего формата.
В этой связи представляет интерес проект Украины и Китая, который был запущен летом 2021 году. Он отвечает требованиям времени, в том числе и вынужденной активизации дистанционного формата обучения. Альянс украинских и китайских университетов видит своей целью обмен опытом и передовыми практиками в контексте создания и функционирования цифровых образовательных платформ для дистанционного обучения в условиях пандемии.
Сегодня все страны так или иначе пришли к пониманию того, что скорость внедрения новых технологий в производственный процесс настолько увеличилась, что создание адаптированных программ в одиночку затруднительно.
Серьезные коррективы в процесс взаимозависимости экономик внесла глобализация. Международным трендом становится стремление государств развивать интеграцию в сфере образования. Особый интерес представляют инициативы государств, которые стремятся максимально включить национальную специфику в глобальные тренды. В качестве примера может быть рассмотрено предложение стран Центральной Азии о развитии научной дипломатии и сотрудничества в сфере образования для государств региона, озвученное на консультативной встрече глав государств. Ожидается, что это будет содействовать укреплению культурно-гуманитарного сотрудничества через создание общего образовательного пространства, с взаимным признанием дипломов.
Кроме того, предметом дискуссии научного сообщества стран Центральной Азии являются вопросы формирования единого образовательного пространства. Основными направлениями межвузовского сотрудничества, по мнению экспертов, выступают привлечение иностранных граждан, академическая мобильность, сотрудничество в ходе реализации международных программ и проектов, взаимодействие в рамках сетевых университетов (ШОС и др.). Именно эти направления определяют эффективность управления международной деятельностью учреждения образования и отвечают современным запросам.
Опыт зарубежных стран представляет интерес для Беларуси. Актуальным трендом в образовательной сфере выступает комбинаторность разных подходов. Дипломатия знаний расширяет границы образовательного сотрудничества, одновременно позволяет сочетать национальный компонент и инновации. Очевидно, что наиболее эффективными будут сетевые форматы сотрудничества в образовательной сфере.
Важное значение при сохранении общего системного подхода к вопросам экспорта образовательных услуг является сохранение страновой и региональной спецификации.
Мотивация выбора зарубежного вуза абитуриентами основывается на трех ключевых элементах таки как, изучение иностранного языка (преимущественно английского), получение востребованной специальности, престижность вуза и квалификации.
В силу стратегического характера отношений Беларуси с Китаем, данная парадигма может быть использована для расширения экспорта отечественных образовательных услуг. Усилия должны быть направлены на повышение символического капитала белорусских вузов за счет востребованных специальностей (экономика, медицина, музыка) и конкурентоспособности будущих выпускников (преподавание на английском языке).
Белорусская экономика вовлечена в региональные экономические модели, в силу чего представляется жизненно необходимой и интеграция в образовательное пространство региона.
Белорусская инициатива «евразийского компонента» в образовательном маршруте соответствует парадигме дипломатии знаний. С учетом системного поворота в Азию главными видятся задачи по формированию имиджа страны, особенно ее инвестиционной привлекательности, закреплению нишевого сегмента в образовательных услугах Евразийского пространства.