Наиболее релевантные темы в иностранном медиапространстве касались влияния коронавируса на мировую экономику и основные товарно-сырьевые, фондовые и валютные рынки. Указывается на резкое падение китайского фондового рынка при открытии бирж после завершения китайских праздников (03.02.2020, после китайского Нового года). Обвал капитализации рынков превысил более 350 млрд. долларов или около 8–9%. При этом наблюдалось снижение курса юаня по сравнению с мировыми валютами и падение цен на энергоресурсы в связи с падением спроса со стороны Китая.
Ряд медиаресурсов обсуждали новость о том, что китайское руководство смогло воспользоваться «информационной паникой» на рынках и выкупить по сниженным ценам акции технологических и производственных компаний, расположенных на территории КНР. Одновременно китайские власти ввели лимиты на приобретение акций иностранными резидентами на сумму более 10 млн. долларов, тем самым ограничив доступ зарубежных спекулянтов к возможности скупки китайских активов по заниженной стоимости.
В свою пользу воспользовались нагнетаемой в СМИ паникой на Западе. В европейских СМИ активно обсуждается тема введения нового списка ограничений (техрегламентов) на импортируемое китайское продовольствие в страны ЕС в связи с высоким уровнем недоверия к порядку соблюдения производителями КНР эпидемиологических норм. При этом такие же сомнения высказываются и по отношению к промышленным товарам из Китая: зафиксированы факты сдерживания отгрузок китайских контейнеров как в европейских, так и в американских портах.
Параллельно открыто высказываются мнения различных исследовательских центров о необходимости более жесткого разговора с китайскими властями для «вскрытия» его промзон, портов и иных экономических зон и «запуска» туда международных экспертов.
Фактически четко вырисовывается тренд на «взламывание» Китая и девальвации его статуса как мировой державы, пресечения политики Си Цзиньпина, направленной на консолидацию/закрытие страны, проведения им внутренних чисток и смены старой прокапиталистической (прозападной) китайской номенклатуры.
В этом контексте коронавирус следует рассматривать как следующий после волнений в Гонконге удар по Китаю для дестабилизации внутренней обстановки, роста национализма, недовольства и дискредитация политики Си Цзиньпина и его окружения.
Переход к жестким методам информационного воздействия через СМИ свидетельствует о нежелании консолидированных сил Запада (США, Великобритания) продолжать долгие, изнурительные и низкоэффективные переговоры с Пекином в рамках т.н. «торговой войны».
Эти признаки позволяют говорить о применении данными силами новой стратегии в отношении Китая, ориентированной на быстрое «схлопывание» сильных позиций Китая как финансово-экономического центра и новой зоны интеграции (Новый Шелковый путь – морской и сухопутный). При этом такой подход преследует сугубо меркантильные цели корпораций, направленные на «выторговывание» от Пекина новых уступок по доступу на внутренний китайский рынок и вытеснению с африканского континента, с рынка добычи редкоземельных металлов и пресечение создания Китаем альтернативных Суэцкому каналу путей доставки грузов из Азии в Европу (сухопутные ж/д- и автопути через Кению, Судан, Египет).
События с коронавирусом, последующие негативная информационная кампания и спад рынков схожи по своему характеру с методами т.н. «опиумных войн» XIX века, которые англосаксонские компании применяли для получения согласия от китайского императора на доступ к континентальным портам. Суть войн – «подсаживание» населения Китая на опиум, а затем проявление готовности оказать содействие в излечении жителей поднебесной от такой зависимости.