Когда я хочу узнать, что думает Франция, я спрашиваю себя.
Шарль де Голль
Пандемия как кризисная ситуация глобального масштаба возродила запрос на сильного лидера, который готов принять на себя ответственность и представляет, как действовать оперативно в сложных, непредсказуемых условиях.
Такого рода требования от общества не являются чем-то исключительным. Главным здесь выступает наличие предложения со стороны власти в лице конкретного человека, который аккумулирует в себе ожидания населения и обладает способностями вести за собой.
В послевоенной Франции наблюдался пример совпадения интересов сторон, которое было доведено до логического завершения Шарлем де Голлем. Французский президент навсегда остался в истории как родоначальник политической идеологии, получившей название «голлизм».
Каковы бы ни были оценки Ш. де Голля сегодня, многие из его идей и подходов актуальны до сих пор. И не только для Франции.
Столпами голлизма стали:
- стабильная политическая система;
- устойчивый экономический рост;
- прочные позиции суверенного государства.
Первое, с чего начал Шарль де Голль, – с укрепления исполнительной власти, которая была в значительной степени ограничена Национальным собранием. Вотум недоверия правительству составлял основу политических реалий Четвертой республики. Иногда правительства находились у власти по два дня.
Шарль де Голль предложил установить республику президентского типа, полномочия парламента были ограничены. В сентябре 1958 года 80 процентов французов поддержали президента и коренным образом изменили систему государственного устройства. Статья 16 зафиксировала особые полномочия главы государства.
«Когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов государственной власти нарушено, президент республики принимает меры, которые диктуются данными обстоятельствами. Для этого достаточна простая консультация с премьер-министром, председателями обеих палат парламента и Конституционным советом. Парламент собирается в таком случае по собственному праву и не может быть распущен»
В экономической сфере Ш. де Голль сделал ставку на борьбу с инфляцией, либерализацию рынка, развитие сферы услуг, интернационализацию экономики, в том числе и за счет увеличения экспорта.
Однако особое место в голлизме отводилось внешней политике. Роль Франции в мире рассматривалось де Голлем как зона особой ответственности. Все его усилия были направлены на то, чтобы вернуть стране подобающее ей место в мире. Суверенитет и еще раз суверенитет. В этом простом тезисе заключалось видение президента Франции на внешнем контуре. Формула успеха генерала де Голля была по-военному лаконична: наличие военного потенциала (ядерного оружия) – партнерские отношения на основе национальных интересов – антиатлантизм.
Самостоятельная разработка и реализация ядерной программы позволили Франции вступить в клуб ядерных держав. Уроки двух мировых войн, участником которых он был, заложили прочные основы понимания европейских процессов, в которых роль Германии является одной из основных, как в экономическом, так и политическом отношении. Кроме того, генерал был твердо убежден в том, что постоянный контроль над опасным соседом на востоке Франции – самое лучшее решение. В 1962 году Шарль де Голль отправился в ФРГ и положил начало сближению двух стран.
Идеи голлизма не могли существовать параллельно усиливающемуся влиянию США в Европе. Сам де Голль пробивал брешь в атлантизме независимыми и неординарными подходами.
Можете быть уверены, что американцы совершат все глупости, которые смогут придумать, плюс еще несколько таких, какие и вообразить невозможно.
В 1966 году Франция вышла из НАТО, а де Голль отправился в логово противника – в Москву. Его визит уже много десятилетий называется историческим. Идеологические тиски никоим образом не мешали президенту, так как национальные интересы были превыше всего.
В период реализации идеологии голлизма Франция смогла провести серьезную модернизацию внутриполитической сферы, совместить рыночные механизмы и протекционистскую политику, создать твердую национальную валюту и усилить вес страны в регионе и мире.
Опыт Франции достаточно убедительно доказал, что в кризисные периоды наиболее действенным видится централизация власти, усиление роли главы государства, упрочение позиций за счет оперативных тактических действий. И, что не менее важно, в такие времена граждане не мыслят в категориях «узурпации власти».
Последующая история Франции подтвердила устойчивость идеологии голлизма в политической сфере. Президентская форма правления осталась незыблемой для страны. Несмотря на трансформацию политической сферы, которая произошла в глобальном масштабе, лозунги французских президентов по-прежнему основываются на голлизме.
Как де Голль, я беру лучшее у левых, лучшее у правых и лучшее у центра
Э.Макрон