Одним из ключевых требований Президента в Послании было нарастить высокотехнологичный экспорт товаров до 18 млрд. долларов США, создав более 100 новых производств. Ресурсы и пути достижения данной цели изложены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы.
При этом, очевидно, что программа как рамочный документ не может предусмотреть все детали создания инновационной экосистемы. Биография каждого инновационного центра как элемента данной экосистемы уникальна. Его развитие зависит от исторических особенностей региона, делового уклада, уровня образования населения, состояния промышленности и направления государственной политики.
Более того, понятийный аппарат (а именно: технопарки, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы, открытые инновации и гранты), которым пользуются специалисты, развивающие инновационную среду, является относительно аморфным и зачастую подразумевает разные механизмы и процессы. Несмотря на то, что данные обстоятельства формируют представление о создании креативной среды как о своего рода искусстве, количество общих проблем с которыми сталкиваются практически все инновационные центры достаточно типично. И это, безусловно, требует изучения и перенятия наработанных технологий решения данных проблем.
Среди базовых технологий инновационного менеджмента следует отметить:
- бизнес-инкубацию;
- финансирование проектов;
- горизонтальные связи между участниками инновационных центров;
- инфраструктуру технопарка;
- выстраивание общественных связей и репутации;
- управление.
Большинство экспертов в области создания инновационной среды говорят о важности территориальной близости университетов и исследовательских центров, а также формирования горизонтальных связей между участниками инновационных центров. Среди прочих приоритетов выделяют:
- политическую волю и наличие долгосрочной стратегии развития инновационного центра, которую государство (или местные власти) готово реализовывать невзирая на отсроченный эффект отдачи (модель «терпеливого государства»);
- эффективную PR-поддержку и сильный бренд информационного центра;
- устойчивую бизнес-модель управляющей компании, лежащую в основе генерации прибыли;
- независимость управляющей компании от учредителей инновационного центра (государства, университета) в принятии решений;
- формирование руководящих органов инновационного центра из профессионалов с бизнес-опытом;
- правильное определение конкурентной ниши инновационного центра по отношению к другим инновационным центрам;
- привлечение крупных высокотехнологичных корпораций в качестве якорных инвесторов;
- правильное определение приоритетных областей технологического развития с учетом местных преимуществ и условий.
Инновационная культура
Вопрос инновационной культуры – это не вопрос уникальных и неповторимых условий создания инноваций. Ее роль становится понятной, обращая внимание на модель «диффузии инноваций» или динамики процессов становления изменений. Она традиционно моделируется S-образной (логистической кривой), отражающей к тому же динамику инфекционных процессов и процессов научения. В рамках указанной динамики различают следующие стадии: новаторы (создающие и начинающие первыми воспринимать и использовать нововведение); ранние последователи (начинающие воспринимать и использовать новацию в начале ее распространения); раннее большинство (появляется в период достижения пика использования новации); позднее большинство (появляется в период нисходящей динамики использования новации); поздние последователи (появляются в период заката широкого использования новации). Данные условно перечисленные группы является стадиями на производной логистической кривой, которая содержит три фаза развития: первая – формирование базы развития (медленный рост), вторая – резкий рост, третья –насыщение (медленный рост). При этом одним из главных факторов, определяющих скорость процессов диффузии инновации, является межличностное общение между сторонниками данной инновации и теми, кто еще колеблется или вообще ничего не слышал о предлагаемом нововведении.
В отличие от операционного менеджмента инновации требуют совершенно другой культуры и, соответственно, структуры деятельности по управлению хозяйственно-экономическими процессами. Операционный бизнес строится на мгновенной и прогнозируемой эффективности, в то время как инновации всегда связаны с планируемым риском. Это требует разных ценностей и установок – например, мышления без границ и открытости, чтобы преодолевать стереотипы и пробовать новинки, готовности брать на себя ответственность за ошибки вследствие увеличения доли риска и так далее.
Инновационно-инвестиционная стратегия устойчивого развития
Поскольку инновации можно рассматривать как отдельный сегмент инвестиционного рынка и, соответственно, результат инвестирования в создание отдельного нового продукта или процесса в определенных сферах деятельности, проблемы с инновациями являются, в первую очередь, отражением недостаточного развития инвестиционной инфраструктуры белорусской стартап-экосистемы. Негативную роль играет недостаточное количество независимых организаций, применяющих современные методы оценки эффективности (методы инвестиционного и финансового анализа, качественные методы), позволяющие выбирать наиболее важные для них характеристики систем с помощью коэффициентов значимости.
Аналитико-прогнозные отделы на предприятиях
Поскольку только понимание будущих трендов, тенденций и прогнозов развития может являться основой создания жизнеспособных инноваций, нужны соответствующие структуры и институты (как на предприятиях, так и регулирующих государственных органах), которые на системной основе были бы заняты поиском направлений динамики развития. Прогнозирование условий осуществления проекта с помощью принципа безубыточности, а также прогнозирование будущей ситуации на рынке (при освоении инновации) с помощью методов теории игр, моделирующих поведение участников рынка (конкурентов, потребителей, партнеров и т.д.), прогнозирование макроэкономических условий, влияющих на проект, крайне важно в рамках успешной инновационной деятельности.
Инструменты поддержки
Поскольку малый и средний бизнес ввиду недостаточности ресурсов нацелен на предсказуемые коммерческие результаты, извлекаемые в краткосрочной перспективе, необходима активная роль государства по поддержке инновационных проектов. Госрегулирование призвано поддерживать оптимальные пропорции между сбережениями и инвестициями, регулировать движение денежных активов от сбережений к потреблению. В дальнейшем целесообразно стимулирование создания специализированных инновационных банков, фондов долгосрочного кредитования коммерческих банков путем установления соответствующих льгот по налогообложению, а также государственного «фонда фондов», который является инфраструктурой развития множества отраслевых фондов привлечения частных инвестиций.
Реализация описанного подхода и технологий инновационного менеджмента позволит создать не только современные двигатели, коробки передач и прочие ключевые комплектующие для нашей промышленной техники в рамках импортозамещения, о котором говорил Президент. Она приведет нашу экономику к новому укладу, а общество к стандартам социальной стабильности.