Молодой напор Союзного государства
С политической точки зрения 25‑летие союзного строительства — значимая часть в отношениях двух государств. Несомненно, можно подводить определенные итоги и задаваться вопросами о качестве интеграции. Однако, выходя за рамки политики, рассматривая Союзное государство в разрезе биологических циклов, можно сделать более серьезные выводы.
В этом контексте 25‑летие — это начало большого пути, время надежд и чаяний, сложностей и преград, выработки профессионализма и принятия стратегических решений. Как человек к 25 годам имеет собственный багаж, так и Союзное государство сформировало портфолио, определяющее его дальнейшую жизнь.
В первую очередь Союзное государство представляет собой особую модель интеграции, которая имеет специфические характеристики. Целесообразность выстраивания союзнических отношений Беларуси и России основывалась на понятных законах экономики. Практико-ориентированность обеспечивала устойчивость модели и видимые, ощутимые для всех результаты. Взаимосвязанность, в том числе и духовная, создавала прочный каркас, способный выстоять в любых условиях. Самобытность отличала от других моделей интеграции и заставляла постоянно совершенствоваться. Сегодня мы видим, что цель союзного строительства — прежде всего, гармонизация в сферах экономики, политики, культуры и других.
Достижение гармонии — одна из самых сложных задач для человека и объединения. Поэтому Союзное государство одновременно выстраивает отношения внутри себя и формирует систему внешних связей. Содержательная часть белорусско-российского союза базируется на достаточно зрелом понимании того, что дает ему устойчивость. В основе пирамиды внутренней среды лежат 28 союзных отраслевых программ, в рамках которых создано множество механизмов обеспечения гармонизации законодательства, экономического сотрудничества, финансовых систем.
Они могут рассматриваться как базовое образование, и многие годы мы полагали, что этого будет достаточно для успешного продвижения вперед. Однако сегодня возникла острая необходимость в получении компетенций более высокого уровня. Кризис, который разворачивается у нас на глазах, ясно показал, что Беларусь и Россия отличаются высокими адаптивными способностями и, что более важно, готовы получать новые знания. Проекты по импортозамещению, в текущих условиях зачастую оценивающиеся как рефлексия на внешнее давление, в действительности не смогли бы быть реализованы, если бы Союзное государство только подводило итоги и пожинало плоды союзных программ.
Данное направление — яркий пример того, что закостенение и исчерпание потенциала интеграции — далекая история для союза наших стран.
В повестку дня Союзного государства поставлены вопросы достижения технологического суверенитета. Огромная роль в этом процессе отводится такому направлению, как взаимодействие с регионами России. Интенсификация сотрудничества, расширение форматов, оперативность в оценке ресурсов и принятии решений уже стали реалиями для Союзного государства. По сути, мы наблюдаем создание экономической платформы приоритетных производств, в рамках которой расширяются возможности для синхронного перехода на новый технологический уровень.
Не менее важно обеспечить внешнее восприятие интеграционного объединения. Беларусь и Россия сумели выстроить самый высокий уровень интеграции — союзничество. Это редкий пример для мирового сообщества в целом. В этой связи на постсоветском пространстве внимание к Союзному государству традиционно высокое. После распада СССР в нашем регионе сформировался устойчивый запрос на сохранение суверенитета и независимости. Асимметричные условия, прежде всего, в экономике Беларуси и России неоднократно вызывали шквал критики и домыслов относительно возможности для нашей страны сохранить свой независимый статус.
Тем не менее спустя 25 лет все могут убедиться в том, что президенты Беларуси и России не мыслят себе иной формы интеграции.
Беларусь собственным примером доказала, что отношения с Россией могут быть конструктивными, уважительными. Согласованность и координация действий на внешнем контуре усиливают международные позиции держав, не лишают их собственного голоса. Национальные интересы, наличие узких мест в их обеспечении — предмет дискуссии, поиска оптимальных решений, а не противостояния, а тем более противоборства.
История, культурные традиции, идеология — даже в этой, самой чувствительной части, можно прийти к консенсусу и при этом сохранить собственную историческую память.
Сегодня Союзное государство находится в эпицентре глобальных изменений. Его отличает молодой напор, а не шаркающая походка. Но как показывает многовековая мировая история, длительность жизни зависит не от внешних условий, а от веры в собственные силы, целеустремленности и готовности к изменениям.