Готовящийся ко второму чтению в Палате представителей законопроект «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» направлен на повышение эффективности профилактики преступлений, гуманизацию, индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности с учетом вызовов времени и реальных угроз для национальной безопасности – основных парадигм развития системы отечественного уголовного законодательства.
Законопроект предполагает комплексное воздействие на личность преступника, что прослеживается не только на примере дифференциации наказаний, но и на обновленных мерах профилактики преступления. Для лиц, находящихся под профилактическим наблюдением, устанавливаются дополнительные обязанности трудовой занятости.
Однако реинтеграция в общество гражданина, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, является проблематичной с точки зрения согласия нанимателя на прием такого кандидата на работу (особенно если судим он был за преступления против собственности или преступления экстремистской направленности).
В этой связи механизм трудоустройства лиц, за которыми ведется профилактическое наблюдение, требует более детальной проработки на уровне органов внутренних дел и нанимателей, готовых сотрудничать с государством по вопросам ресоциализации ранее осужденных граждан.
Своевременной и актуальной следует считать новеллу, посвященную укреплению национальной безопасности. В Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), в частности, вводится в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, совершение преступления в условиях военного положения или военного времени.
Конкретизируется ответственность за несанкционированное распространение информации о перемещении вооруженных сил (ст. 3753 УК). Ранее соответствующее деяние органами уголовного преследования квалифицировалось по ст. 3614 (иное содействие экстремистской деятельности) как преступление против государства.
В целом санкции пересмотрены в 97 составах преступлений, из них: 65 составов дополняются альтернативными более мягкими видами наказаний (в настоящее время 24 состава содержат лишение свободы как единственно возможное наказание); 32 состава корректируются в части уточнения пределов наказаний или введения на альтернативной основе дополнительных наказаний (штраф, лишение права).
Дискуссионной стала новость о планируемом сокращении нижнего предела наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы с 10 до 8 лет лишения свободы (при сохранении верхнего предела – до 20 лет лишения свободы).
Сложившаяся судебная практика демонстрирует, что под действие данных норм попадают не только кураторы преступных организаций, но и наркокурьеры – молодые люди без достаточного жизненного опыта и правовых знаний, в связи с чем возникла необходимость дифференциации имеющихся санкций по ст. 328 УК и индивидуализации ответственности участников преступной группы.
Дифференциация санкций также прослеживается в спектре назначения альтернативных и более мягких наказаний в виде ареста (за приобретение или хранение наркотиков) и ограничения свободы (за разовые случаи сбыта наркотиков).
Полагаем, что указанные изменения обусловлены положительной динамикой в ежегодном снижении количества осужденных за преступления в сфере незаконного наркооборота.
Справочно.
По информации ИАС БД Белстата, число преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров и аналогов и совершаемых с целью их сбыта, к концу в 2023 г. снизилось более чем на 15 % в сравнении с концом 2021 г. Без цели сбыта за тот же период – на 11 %. Уменьшение судимости по ст. 328 УК в 2023 г. составило 11,8% по отношению к 2022 г.
При этом в Республике Беларусь долгое время формировался общественный запрос (движение «Матери – 328») на дифференциацию и индивидуализацию санкций ст. 328 УК.
Применительно к дифференциации и гуманизации наказания для молодых людей, предоставляющих реквизиты собственных банковских карт за минимальное вознаграждение, устанавливается административная ответственность. Соответствующие изменения разумны, поскольку штраф за экономические преступления (от трехсот до пяти тысяч базовых величин) несоизмерим с реальными доходами студентов и школьников и степенью их личного участия в преступлении.
При этом повышается ответственность за совершение указанных деяний для лиц, распространяющих реквизиты банковских карт повторно, группой лиц, организованной группой лиц или с получением дохода в особо крупном размере.
Таким образом, законопроект является сбалансированным и выверенным с точки зрения стремительно меняющейся структуры совершаемых преступлений и обновления отечественной доктрины национальной безопасности. Однако дальнейшая проработка профилактики преступлений с учетом реальных проблем ее фактической организации – это необходимое условие снижения динамики преступности во всех сферах общественной жизни.