10-11 апреля 2025 года с ответным официальным визитом Минск посетил премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф с внушительной делегацией высоких чиновников и бизнесменов. Особую атмосферу придавало то обстоятельство, что пакистанский лидер прибыл в нашу столицу с членами своей семьи, тем самым продолжив уже сложившуюся добрую традицию проведения встреч в подобном формате.
Безусловно, неформальная семейная атмосфера встречи национальных лидеров, предварявшая официальную часть визита, задала тональность и настрой деловым переговорам. Свидетельством этого стал солидный пакет подписанных документов о сотрудничестве, четко артикулированы его ключевые направления и приоритеты. Подтверждена единая позиция по поводу дальнейшего развития и углубления политического диалога, укрепления межпарламентских связей, совершенствования договорно-правовой базы.
Вместе с тем за кулисами традиционного белорусского гостеприимства остались другие не менее важные аспекты зафиксированных в официальных документах возможностей и перспектив двустороннего сотрудничества. Речь идет о сопутствующих рисках как оборотной стороне медали, учет которых обязателен для объективной оценки обстановки в самом Пакистане и вокруг него, чтобы успешно и эффективно воплотить в жизнь намеченные планы. Итак, посмотрим на ключевые из них.
В экспертном сообществе существует широкий консенсус по поводу того, что Пакистан последние годы находится в состоянии, как говорят политологи, системного «поликризиса». Он характеризуется нестабильной внутриполитической ситуацией, хроническим дефицитом платежного баланса, растущими проблемами безопасности, включая внутренний терроризм и сепаратизм в ряде регионов, нехваткой базовых энергоносителей, а также погодно-климатическими катаклизмами.
Внутриполитическая нестабильность в Пакистане обусловлена в основном наличием де-факто двух конкурирующих центров силы – влиятельной армии и гражданского правительства, формирование и деятельность которого модерирует армейская верхушка. Именно по этой причине практически все коалиционные кабинеты министров последнего времени напоминают лоскутное одеяло, пронизаны внутренними противоречиями и лавируют между двумя этими лагерями. Отсюда их неустойчивость и частая сменяемость. На правительства также давят сильные провинциальные администрации, особенно – возглавляемые представителями оппозиции.
Вызов правящему альянсу также бросает сохраняющая влияние, в том числе в Национальной ассамблее, а также широкую народную поддержку, особенно среди молодежи (свыше 60 процентов населения Пакистана моложе 30 лет), партия отбывающего тюремное заключение экс-премьера Пакистана Имрана Хана.
Историческая зависимость от внешней финансовой помощи (МВФ), которая оседает в основном в военном секторе, также вносит свою лепту в устойчивость политической системы Пакистана, который по сути балансирует на гране дефолта между очередными траншами.
Согласно американским источникам, в 2002-2010 годах США предоставили Пакистану более 19 млрд долларов в первую очередь на борьбу с терроризмом, а также дополнительно 7,5 млрд невоенной помощи. В 2013-2023 годах выплаты составили более 7 млрд долларов на проекты в области энергетики, здравоохранения, образования и развития инфраструктуры. Отметим, что пакистанская статистика показывает гораздо меньшие объемы этой помощи.
Напряженности добавляет насущная потребность в структурных экономических реформах, к политическим и иным издержкам которых пакистанские власти не готовы, а также в получении от МВФ нового пакета помощи (1,3 млрд). В свою очередь устойчивая зависимость от западного (американского) капитала делает оглядки Исламабада на Вашингтон рутинной тактикой его внешней политики.
Соединенные Штаты, очевидно, рассматривают Пакистан как буферную зону для реализации своих интересов в Южной Азии, ключевой из которых – сдерживание Китая. В этих целях подогревается социально-экономическая нестабильность, стимулируется приток на пакистанскую землю афганских беженцев, идет накачка оппозиции и террористических групп. Это создает угрозы безопасности не только для самого Пакистана, но и Афганистана и Ирана, а также косвенно государств Центральной Азии.
Как отмечают эксперты, безопасность остается ахиллесовой пятой Пакистана, несмотря на мощные аппараты армии и спецслужб.
С возвращением в Кабул талибов в 2021 году Пакистан столкнулся с новой волной терроризма на своих западных границах, что омрачает двустороннее взаимодействие с Афганистаном. Ставшие регулярными столкновения между пакистанскими и афганскими силами безопасности – еще один тревожный сигнал. Ситуацию подогревают регулярные встречи в Стамбуле представителей Межведомственной разведки Пакистана (ISI) с политическими оппонентами Талибана из числа бывших афганских чиновников республиканской администрации. Обсуждения в числе других вопросов охватывают потенциальное повторное открытие политических офисов этих групп в Исламабаде и расширение сотрудничества в борьбе с пакистанскими талибами.
Сохраняется напряженность и в отношениях с соседней Индией, которую усиливает наметившееся сближение Пакистана с новыми властями Бангладеш. В Нью-Дели опасаются, что эта перезагрузка проложит путь к военному союзу между бывшими Западным и Восточным Пакистаном. В свою очередь ухудшение отношений между Пакистаном и Афганистаном предоставляет Индии возможность укрепить свои связи с Кабулом.
Для преодоления накопившегося груза внутренних и внешних проблем Пакистан, помимо лавирования между США и Китаем, пытается диверсифицировать свою внешнюю политику.
В этих целях Исламабад стремится к более тесным связям с Францией в оборонном секторе. Укрепляются и без того традиционно прочные контакты с Лондоном, где совсем недавно с высшими почестями был принял глава пакистанской армии генерал Асим Мунир. Британцы также предлагают создать совместные предприятия в оборонной промышленности.
С Узбекистаном Пакистан договаривается о создании совместной транспортно-логистической компании с возможностью прямого выхода к порту Карачи как стратегическому центральноазиатскому логистическому хабу в рамках Трансафганского проекта (транзитный потенциал – 20 млн тонн грузов в год). Кроме того, достигнута договоренность довести в ближайшее время взаимный торговый оборот с нынешних 400 млн до двух млрд долларов.
К слову, недавно подписаны документы о начале практической реализации проекта Трансафганской железной дороги (длина составит 573 км). Этот новый транспортный коридор должен связать Евросоюз, РФ, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии. Первые обсуждения проекта с участием железнодорожников Пакистана и Афганистана состоятся в рамках форума Россия-Исламский мир в Казани в середине мая т.г.
Между Исламабадом и Баку ведутся переговоры об азербайджанских инвестициях в пакистанскую экономику, которые могут достигнуть двух миллиардов долларов.
Дания объявила об инвестициях в размере 2 млрд долларов США в портовый сектор Пакистана для модернизации морской инфраструктуры страны в целях улучшения портовых операций и повышения конкурентоспособности в мировой торговле.
Для снижения политической и финансовой зависимости от МВФ Пакистан взвешивает возможность присоединения к деятельности Нового банка развития БРИКС. Правительство также объявило о планах занять 6,75 трлн рупий у коммерческих банков в период с марта по май для покрытия дефицита бюджета и погашения долгов с наступающим сроком погашения.
Премьер-министр Шахбаз Шариф пригласил американские компании использовать минеральные ресурсы Пакистана, подчеркнув неиспользованный потенциал и стратегическую ценность горнодобывающего сектора, который позиционируется основным инвестиционным приоритетом страны. Параллельно Пакистан ведет переговоры с США по вопросу недавно введенного 29%-ного тарифа на пакистанские товары, экспортируемые в США.
Пакистан и Турция объявили о сотрудничестве в области разведки нефти и газа. Подписано соглашение о совместном участии в разработке больших месторождений (всего 40 участков) на пакистанском шельфе в Индийском океане. По сообщениям СМИ, эта находка сделала страну одним из мировых лидеров по запасам энергоресурсов.
По некоторым данным, обнаруженное месторождение считается четвертым в мире по размерам и уступает только венесуэльским, саудовским и канадским. Однако крупнейшие западные компании не выразили интереса к его разработке.
Таким образом, сложное нелинейное уравнение Пакистана, переменными в котором являются внутриполитическая нестабильность, фундаментальные макроэкономические проблемы (как производные системной зависимости от внешних финансов и геополитики), а также растущие риски в сфере безопасности объективно будет влиять на перспективные планы Минска по достижению желаемых объемов и динамики сотрудничества с Исламабадом.