В период уборочной кампании в рамках проекта ”Народная пятилетка“ проведено тематическое социологическое исследование. Собрано свыше 1 тыс. предложений граждан, 5,7 тыс. ответов на онлайн-опрос и 8,2 тыс. ответов на блиц-опрос. Заслуживают внимания следующие ключевые выводы:
1. Подавляющее большинство участников опроса (87,4 %) не испытывают трудностей с приобретением ”борщевого набора“. Цены на хлебобулочные изделия, крупы и злаки большинство респондентов считают адекватными. Несколько критичнее оценки стоимости молочной, мясной продукции, овощей и фруктов.
По всем видам продуктов питания фиксируется в целом удовлетворенность их качеством и широтой ассортимента. Присутствует запрос на улучшение доступности экологически чистых или органических продуктов питания.
2. Продукты питания белорусского производства пользуются высоким доверием населения (92,04 %). Продукции государственных доверяют значительно больше, чем продукции частных подворий и фермерских хозяйств, редко потребители выбирают продукцию только местных производств.
Выбор отечественной продукции обусловлен прежде всего ее качеством, натуральностью и вкусом, а также соответствием ГОСТу, требованиям законодательства, заявляемым в названии и описании на упаковке качеству и рецептуре, профессиональным обслуживанием, известностью брендов. При этом ключевым критерием выступает стоимость (”Лишь бы белорусское и не по цене крыла самолета“).
3. Большинство респондентов высоко оценивают уровень продовольственной безопасности в Беларуси. Вместе с тем люди перестали воспринимать эту составляющую национального благополучия как данность. Население волнуют вопросы цен на продовольствие, доступности качественной безопасных продуктов питания, использования Е-добавок и ГМО, зависимости урожая от погодных условий и изменений климата, влияние санкций на торговлю продовольственными товарами. По мнению граждан, укреплению национальной продовольственной безопасности могут способствовать высокотехнологичное земледелие, высокий спрос на белорусские продукты питания за рубежом, снижение зависимости от импортной продукции, развитие международной торговли и логистики. Меньше ожиданий от ”зеленой экономики“, трансфера технологий и достижения целей устойчивого развития.
4. Подавляющее большинство опрошенных называют отечественный агропромышленный комплекс одним из наиболее значимых национальных достижений и видят Беларусь аграрной страной в будущем (79,52 процента и 68,37 процента соответственно) (”Быть аграрной придется, если хотим жить и работать на своей земле“). При этом сельскохозяйственный приоритет рассматривается в контексте высокотехнологичного постиндустриального государства, с развитым промышленным производством и сферой услуг.
5. Привлекательность работы в АПК определяют главным образом материальные стимулы и социальные гарантии: повышение заработной платы, предоставление льготных условий приобретения жилья, снижение возраста для выхода на пенсию. Подчеркивается важность условий труда работников АПК, модернизации отрасли, развития частных сельскохозяйственных производств и фермерских хозяйств, повышения уровня и качества жизни в сельской местности.