По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН с 2010 года ежегодно в феврале проходит Всемирная неделя гармоничных межконфессиональных отношений между всеми религиями, вероисповеданиями и конфессиями. Для многих стран вопрос межрелигиозного согласия является крайне болезненным и требующим значительного участия государства. Однако для Беларуси стабильный этноконфессиональный мир – это реальность, которая является одним из главных поводов для гордости за нашу страну.
Особенностью развития белорусского народа является постоянство присутствия рядом представителей других культур. Белорусы исторически жили в поликонфессиональном пространстве, что обусловило отсутствие на территории республики межэтнических и межрелигиозных конфликтов – важнейшего показателя устойчивой консолидации белорусского общества. В стране наблюдается высокая степень толерантности по отношению к представителям других религиозных групп. Наличие развитого законодательства гарантирует гражданам реализацию своих прав в конфессиональной сфере. Результаты социологических исследований показывают, что большинство населения (70%) не опасается притеснения из-за религиозных убеждений (опрос, проведенный в ноябре – декабре 2020 года Центром социально-гуманитарных исследований УО «Белорусский государственный экономический университет»).
Социологи отмечают, что собирательный образ «типичного белоруса» состоит из следующих качеств: доброжелательность, отзывчивость, хозяйственность, гостеприимство и доброта. Данный ряд характеристик позволяет сравнить белорусскую идентичность с образом «дома» – гостеприимного, доброжелательного и открытого для друзей вне зависимости от их вероисповедания или национальности.
2021 год актуализировал тему укрепления общественного согласия в стране, которое по факту является одним из важнейших условий самого ее существования. Межконфессиональный мир – наш национальный бренд, основа которого складывалась столетиями и получила свое развитие благодаря эффективной конфессиональной политике белорусского государства. В стране выстроена такая конфигурация государственно-конфессиональных отношений, которая не приемлет дискриминации или раздора.
Беларусь всегда последовательно выступала против всевозможных концепций исключительности. Современные межконфессиональные отношения в стране характеризуются стабильностью. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований: абсолютное большинство населения (92%) считает, что межконфессиональные отношения в республике в настоящее время носят спокойный характер.
Современная конфессиональная структура белорусского общества устойчива и за последние годы не претерпела существенных изменений. Вместе с тем в стране существует пестрая религиозная палитра, которая представлена более чем двадцатью конфессиями и направлениями. В их число входят православные, римско-католические, протестантские, иудейские, мусульманские общины. Так, 11 ноября 2016 г. при участии Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Эрдогана была торжественно открыта Соборная мечеть в г.Минске, которая стала местом молитвы для жителей и гостей столицы, исповедующих ислам.
При таком религиозном разнообразии основным принципом конфессиональной политики белорусского государства является соблюдение принципа равенства религий перед законом с учетом определяющей роли традиционных конфессий в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Оставаясь в рамках светскости, государство оказывает поддержку религии – так, религиозные организации пользуются рядом льгот: они освобождены от уплаты налога на недвижимость и земельного налога, при помощи государства осуществляется реставрация храмов и культовых мест и т.д.
Несмотря на то, что основная часть населения Земли остается религиозной, практически во всем мире происходят процессы секуляризации общества, выражающиеся в снижении религиозности населения, в первую очередь молодежи. Так, в Беларуси в последние несколько лет (2012–2018 годы) замечено уменьшение числа граждан, называющих себя верующими. Параллельно за тот же период выросла доля ответов о неоднозначности отношения к вере, что говорит как об усилении индифферентности населения в отношении религии, так и духовном поиске многих людей.
Социологические мониторинги стабильно фиксируют тот факт, что число респондентов, относящихся к конкретной религиозной организации, значительно больше, чем считающих себя верующими. В определенной степени это объясняется тем, что для части белорусов конфессиональный выбор является не проявлением религиозности, а фактором преемственности поколений, традицией («номинальное православие»). Высокий уровень декларируемой религиозности не связан с соответствующей институциализацией веры: доля «активно верующих» граждан, регулярно выполняющих религиозные практики, четко знающих основы своей веры, по-прежнему остается незначительной. Также следует учитывать, что религиозное сознание современных белорусов отличается высокой синкретичностью.
При этом присутствуют региональные особенности. В частности, население Гродненщины и Брестчины в большей степени говорит о своей вере в Бога, дает высокую оценку роли религии в своей жизни и доверяет религиозным институтам. Сравнительно менее воцерковленным и более индифферентным и критичным по отношению к религии и церкви регионом республики является г.Минск, характеризующийся, как любой мегаполис, высоким уровнем культурного и конфессионального разнообразия.
Несмотря на обозначенные выше тенденции, значение религиозного фактора в общественной практике и социальной коммуникации в целом остается высоким. Согласно опросу, проведенному Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ, для большей части белорусов (55%) важна ценность религии (для трети – не значима). Следовательно, можно утверждать, что религия является существенной частью духовной культуры и социальных ориентаций нашего народа, символизирует собой традицию и преемственность, играет важнейшую роль в жизни многих белорусов вне зависимости от конфессиональной принадлежности.
Особое место в конфессиональной структуре и духовном наследии Беларуси занимает христианство. Традиционно социологические исследования фиксируют высокий уровень доверия церкви – одного из наиболее авторитетных социальных институтов наряду с армией. На протяжении своей истории христианские церкви накопили огромный опыт работы с наиболее уязвимыми слоями населения и располагают значительным потенциалом добровольчества, оказывают содействие государству в обеспечении нравственно-психологического благополучия общества и решении ряда социальных проблем (оказание помощи социально уязвимым группам населения, ресоциализация лиц, оказавшихся в исправительных учреждениях и др.).
Значима роль религиозных организаций и в недопущении разрыва поколений, о котором в последнее время много говорят эксперты. В связи с этим предлагаемые традиционными религиозными конфессиями значимые ценности, такие как трудолюбие, милосердие, терпимость, крепкая семья, почитание детьми родителей, любовь к своему народу, его традициям, уважение памяти предков, обладают высоким потенциалом в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Различные конфессии в силу собственных стратегических интересов стараются проявлять свою активность именно в молодежной среде. При этом светский характер образования должен оставаться неизменным принципом участия традиционных конфессий в формировании молодого поколения белорусов.
Религия сегодня становится дополнительным ресурсом борьбы в текущей политической ситуации как на внутриполитическом поле, так и внешнеполитическом контуре (инструмент «мягкой силы» государства). Что же в такой непростой ситуации делать церкви и духовенству? В такой обстановке важнейшей для религиозных лидеров задачей является не попадать под влияние сфер более «низшего», по мнению самой церкви, порядка, а оставаться в социуме главным оплотом духовности, авторитетным нравственным маяком для граждан, не подверженным сиюминутным политическим колебаниям. Такая взвешенная и мудрая позиция духовенства будет способствовать стабилизации ситуации и умиротворению общества в целом.
В основе всех религиозных систем и традиций лежит признание того, что нужно поддерживать друг друга, чтобы жить в устойчивом мире. Это не случайно, так как мир является не только величайшей социальной, но и религиозной ценностью (по данным социологических исследований, эта ценность значима практически для ста процентов респондентов). Религиозные деятели неизбежно играют важнейшую роль в усилиях по миростроительству, особенно в периоды политической турбулентности. Так, в августе 2020 года Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, благословил во всех храмах и монастырях БПЦ возносить молитвы о даровании мира нашей земле.
Важнейшим ресурсом религии является прощение, с помощью которого и возможно сохранение в обществе стабильности. В декабре прошлого года лидеры четырех крупнейших конфессий (православие, католицизм, иудаизм, ислам) подписали совместное обращение о мире к жителям Беларуси. В частности, в тексте подчеркивалось: «…мы обращаем наше слово любви с переживанием к каждому соотечественнику и призываем к миру, к прощению и примирению; призываем забыть обиды и продолжить строить наш общий дом снова и вместе».
В современном белорусском обществе активно развивается сотрудничество государства с традиционными религиозными конфессиями, осуществляется совместная социокультурная деятельность. Вместе с тем религиозные организации обладают значимыми резервами для большего включения в жизнь общества, улучшения морально-нравственного состояния его граждан. Перед лицом общих угроз (пандемия, экономический кризис, политическая турбулентность) актуализируется взаимодействие государства и религиозных институтов. Эффективной стала бы совместная гуманитарная и просветительская работа (особенно среди молодежи), налаживание контактов по линии общественно-религиозной дипломатии, что в том числе способствовало бы консолидации белорусского общества.
Вышеуказанные тезисы транслировались на прошедшем 26 февраля 2021 г. в г.Минске круглом столе «Межконфессиональное согласие как важнейший фактор укрепления общественного спокойствия и стабильности». Подобные инициативы, наряду с конференциями и семинарами по данной тематике, способны находить новые форматы обсуждения актуальных социальных проблем, а также общие точки соприкосновения государственных органов власти и управления и ведущих религиозных конфессий. Все это будет способствовать нравственному оздоровлению общества и внутренней стабильности государства.