Правовая модернизация
Как отразились на политической жизни Казахстана изменения, не так давно внесенные в Конституцию, и какие параллели можно провести с конституционным преобразованием в Беларуси?
В июне прошлого года в Казахстане прошел референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию. Реформы преобразили страну и положили начало новым демократическим принципам в государстве. Например, парламенту и местным органам власти было предоставлено больше полномочий, в то время как президентские полномочия были ограничены: правительство стало более подотчетно народу. Кроме того, в соответствии с обновленной Конституцией Президент Казахстана теперь избирается только на один семилетний срок, без права переизбрания.
Внеся изменения в Конституцию, Казахстан создал и еще больше укрепил механизмы защиты прав человека и демократии путем повышения роли и статуса уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам детей и уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения. Был также воссоздан Конституционный Суд для обеспечения дальнейшей защиты прав и свобод человека. Граждане Казахстана, включая генерального прокурора и уполномоченного по правам человека, теперь могут напрямую обратиться в Конституционный Суд с заявлением о признании незаконными норм, которые, по их мнению, противоречат принципам Конституции.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Клишевич уверен, что подобное решение было принято исходя из запросов общества. Он обращает внимание, что в Беларуси выстроена эффективная система конституционного права, основанная на принципах справедливости и защищающая законные права и интересы граждан:
— Этот механизм выкристаллизовывался на протяжении всего периода становления суверенной Республики Беларусь. Он прошел в том числе и кризисные этапы своего развития. Сегодня ее невозможно использовать для дестабилизации ситуации в стране или для того, чтобы парализовать систему госуправления. Поэтому она представляет собой пример для многих государств, включая Казахстан, поскольку системы и структура Конституционного Суда Казахстана, принцип работы с обращениями граждан напоминают белорусский вариант.
Возможности расширились
Влияние конституционных поправок было особенно заметно во время парламентских и местных выборов, которые состоялись в марте. Упрощение процесса регистрации политических партий привело к появлению новых партий — «Республика» и «Байтак», которые приняли участие в выборах. Эти выборы, по мнению многих экспертов, были самыми конкурентными в современной истории Казахстана. В соответствии с конституционными изменениями впервые с 2004‑го на парламентских выборах была применена пропорционально-мажоритарная модель. Это позволило многочисленным кандидатам-самовыдвиженцам участвовать в выборах по одномандатным округам наряду с партийными кандидатами. В результате значительно расширились возможности для участия граждан в политической жизни страны. Шести партиям удалось преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для вступления в парламент, что создало по-настоящему многопартийный представительный орган с различными политическими взглядами.
Реформы и события в контексте преобразований в Казахстане важны для уточнения курса развития казахского общества, подчеркивает директор Центра международных исследований факультета международных отношений Белорусского государственного университета Олег Лешенюк:
— XXI век как никогда остро поднимает проблемы устойчивого развития, сохранения государственности, защиты суверенитета и обеспечения безопасности как в Центральной Азии, так и во всем мире. В свете цифровизации и информатизации всех сфер жизни общества страны и регионы мира, в том числе Казахстан, подвержены информационному воздействию в целях идеологизации массового сознания в антигосударственном русле, дестабилизации и подчинении политической воли государства.
Политолог отмечает, что с попытками воздействия извне Казахстан столкнулся в начале прошлого года: пропагандировалось искаженное понимание демократии, создавались предпосылки для государственного переворота.
— Тем не менее оперативность реакции государства позволила сохранить единство и начать комплекс реформ. Обеспечение безопасности и развитие Казахстана через реформы, политические и конституционные преобразования — это шаг навстречу новой сильной и процветающей нации. Нововведения предполагают качественную модернизацию всех институтов страны: изменение подходов к госуправлению, кадровой политике. Формирование на основе концепции «Слышащего государства» ключевого политического института страны — «Справедливого государства», а также вовлечение граждан и институтов гражданского общества в процесс проведения реформ и управления страной в интересах повышения эффективности функционирования государства и его органов, улучшения уровня жизни населения. Они также подразумевают опору на программы формирования глобальной гражданственности через образование и воспитание молодежи, — заявляет Олег Лешенюк.
Собственный путь развития
Казахстан в настоящее время уже внес многочисленные поправки в Конституцию, принял новые законопроекты, на основе которых строит сильную устойчивую политическую систему, формирует независимую и процветающую нацию. Таким образом, реформы своевременны, полностью соответствуют духу времени и позволят Казахстану занимать доминирующие позиции в Центральной Азии.
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Анатолий Бояшов акцентирует: конституционные поправки в Казахстане были нацелены на укрепление системы сдержек и противовесов и повышение связанности центра принятия решений и местного уровня власти.
— Поддержание порядка стало основой для дальнейшего развития политической системы страны. В этом видится аналогия как с реформами Конституции Республики Беларусь, так и с принятием конституционных поправок в других странах, — отмечает эксперт.
Он обращает внимание на тот факт, что конституции адаптируются для создания пространства для конкуренции в рамках национального законодательства, а не экстерриториального применения норм других государств:
— В мире, за редким исключением, нет ни одной Конституции в первоначальной редакции. За последние 30 лет около 100 стран осуществили конституционные реформы, а примерно 60 вообще приняли новые конституции. На мой взгляд, молодая команда Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева чувствует пульс общества и реагирует на его ожидания. Общество ответило на реформу Конституции высокой мобилизацией, что обеспечило задел для дальнейшего развития.
Казахстану, Беларуси и вообще многим государствам в мире необходимо следовать собственному пути, в том числе в области госстроительства, подчеркивает аналитик:
— Наиболее перспективным в этом смысле видится развитие прямых форм народовластия, народных вече, собраний и курултаев граждан. Это тот путь, который способен предотвратить установление внешнего контроля за развитием. Пример тому — реформы 1990‑х, когда бизнес контролировал действия государств, концентрируясь на экспорте сырья и обрекая население на дешевый наемный труд и низкое качество социальных услуг.