У бюджета собственный доход и есть профицит
Август традиционно выступает временем подведения промежуточных итогов года в социально-экономическом плане. Важным общественно значимым моментом выступает публикация данных по исполнению консолидированного бюджета области и местных бюджетов. Данную информацию каждый гражданин может найти на официальных сайтах рай(гор)исполкомов, Витебского облисполкома. Каковы итоги полугодия, объясняет аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Андрей Мишин.
Нюансы исполнения
Во-первых, при рассмотрении бюджета, как и многих показателей социально-экономического развития, не действует правило «полугодие равно год, деленный на два». Поступление доходов и расходование бюджетных средств может иметь и, как правило, имеет неравномерный («ломанный») характер с «событийными пиками». Это важно запомнить, тем не менее исполнение бюджета за январь-июнь выступает одним из индикаторов в оценке состояния экономики (налоговые поступления, государственное инвестирование) и социальной сферы.
Если говорить о цифрах, то в первую очередь стоит отметить, что консолидированный бюджет Витебской области за январь-июнь 2023 года исполнен с профицитом в 40,5 миллиона рублей (план на год предусматривает дефицит в 100,2 миллиона рублей). Из 23 местных бюджетов (районных и городских) по 11 наблюдается профицит в исполнении – от 0,2 миллиона рублей по Докшицкому и Россонскому районам до 9,6 миллионоа рублей - по Оршанскому. В то же время со значимым дефицитом исполнен бюджет города Витебска (13,8 миллиона рублей), что вызвано тем самым «событийным пиком» – проведением Дня города (24 июня), активной фазой подготовки к проведению фестиваля «Славянский базар в Витебске».
Любой бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Налоговый потенциал
Рассматривая доходы консолидированного бюджета Витебской области за I полугодие 2023 года, можно отметить следующее.
Основным источником наполнения выступают налоговые доходы (52,3 процента, свыше 1 миллиарда рублей). С учетом действующей системы зачисления и распределения налогов ключевыми для региона выступают: подоходный налог (43,3 процента всех налоговых доходов бюджета, или 22 процента всех доходов консолидированного бюджета области) и налог на добавленную стоимость (32,3 процента и 17 процентов соответственно).
Для справки стоит отметить, что налог на добавленную стоимость (НДС) консолидируется на республиканском уровне и затем поэтапно распределяется между территориями в соответствии с их численностью. То есть руководство области (районов, городов) не может прямо повлиять на величину таких поступлений. А косвенное влияние выражается в стимулировании товарооборота, улучшении демографической обстановки на территории.
Неналоговые доходы сформировали менее 5 процентов (меньше 100 миллионов рублей). Для бюджета города Витебска это более весомый источник доходов (24 миллиона рублей, или 10,5 процента всех доходов) в связи с большими возможностями (размещение прибыльных и эффективных производств с долей государства в уставном капитале, более привлекательное с коммерческой точки зрения имущество в государственной собственности).
Эти две категории доходов (налоговые доходы и неналоговые доходы) формируют такое понятие, как собственные доходы бюджета. Прирост собственных доходов бюджета является одним из индикаторов в оценке эффективности работы исполкомов.
По области в целом за январь-июнь 2023 года отмечен прирост собственных доходов консолидированного бюджета на 212,5 миллиона рублей, или 23,3 процента. По городу Витебску - прирост на 59,1 миллиона рублей, или 37,5 процента.
Бюджетные приоритеты
Говоря о расходах консолидированного бюджета области, важно подчеркнуть его социальную направленность в целом. На долю социальной сферы по итогам исполнения бюджета за январь-июнь пришлось 64,2 процента расходов, в том числе 28,5 процента направлено на образование, 25,2 процента – здравоохранение. Темп рост социальных расходов бюджета варьируется от 111,4 до 122,3 процента.
Другой крупной категорией в расходной части выступает национальная экономика (15,3 процента всех расходов) – акцент на поддержку сельского хозяйства (11,3 процента всех расходов).
Расходы бюджета включают различные экономические категории. Так, в рамках поддержки сельского хозяйства это в основном субсидии, а в социальной сфере – заработная плата и начисления.
В целом в структуре расходов консолидированного бюджета области за I полугодие 2023 года 47,8 процента пришлось именно на заработную плату и начисления (для бюджета города Витебска это 58,2 процента), то есть на оплату труда бюджетников (медработников, учителей, воспитателей, соцработников, работников культуры и спорта).
Таким образом, итоги исполнения консолидированного бюджета Витебской области за январь-июнь 2023 года показывают контролируемость ситуации. Бюджет региона исполнен с профицитом и имеет стабильность в поступлении налоговых и неналоговых доходов для обеспечения исполнения всех обязательств.