Дата публикации

Шоковая терапия Трампа как фактор укрепления ШОС и БРИКС, кейс Индии. Мнение аналитика БИСИ

Президент США Дональд Трамп 6 августа подписал указ о введении дополнительных 25-процентных пошлин на импорт из Индии, которая прямо или косвенно импортирует нефть из Российской Федерации. В результате общий размер американских пошлин для этой страны составит 50%. Тарифы начнут действовать через 21 день после подписания документа. Зачем это США и чем это грозит Индии? Свое мнение высказал аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ), руководитель Центра исследований ШОС и БРИКС Юрий Ярмолинский.

"Стратегическое предательство". Что происходит в отношениях США и Индии?

"За последнюю неделю Индия, похоже, испытала своего рода культурно-цивилизационный мини-шок от решения президента США Дональда Трампа ввести 50-процентные пошлины на индийский экспорт, а также угроз штрафных санкций за импорт российской нефти", - рассказал Юрий Ярмолинский.

По его словам, на фоне предыдущих обхаживаний и комплиментов такой демарш со стороны Вашингтона в Нью-Дели, вероятно, выглядит как начало конца эпохи американского благоволения и "был воспринят как стратегическое предательство".

"По факту он опровергает возникшее в эпоху либерализации и глубоко укоренившееся у индийских элит заблуждение, что глубокие стратегические связи с Западом, и особенно с США, автоматически гарантируют устойчивый экономический рост, - отметил аналитик. - Уже подсчитаны потенциальные финансовые потери страны из-за прекращения импорта российской нефти. При таком возможном исходе расходы на импорт энергоресурсов вырастут более чем на $20 млрд за два следующих финансовых года. Индия является третьим мировым импортером энергоносителей, закупает более 80% потребляемых углеводородов, что делает их ритмичные поставки, в том числе из РФ (доля - около 40%), вопросом национальной безопасности".

"Индийские эксперты во многом увязывают нахрапистость Трампа с его прошлой каденцией - тогда имели место аналогичные нападки по поводу закупок нефти, только в Иране и Венесуэле. Нью-Дели вынужден был отступить с большими для себя убытками, чем не преминул воспользоваться Китай. Кроме того, в июне 2019 года США исключили Индию из программы GSP (Generalized System of Preferences) - системы торговых льгот, позволявшей ежегодно беспошлинно экспортировать товары на сумму до $6 млрд. Конфликт усугубили индийские законы, ограничивающие трансграничные потоки данных, а также деятельность в стране крупных американских маркетплейсов", - подчеркнул Юрий Ярмолинский.

Личная обида Трампа или продавливание своих интересов?

"Вполне допускается личная обида Трампа за публичное дезавуирование МИД Индии его притязаний на миротворчество в недавней эскалации индийско-пакистанского конфликта. Однако основным раздражителем для Нью-Дели все-таки стало демонстративное заигрывание Вашингтона с Исламабадом. Это пример для других, как не следует поступать. Для индийских элит фактор Пакистана - более значимый и неприемлемый нажим, чем любые тарифы и санкции, равносильно вторжению во внутреннюю политику, - пояснил аналитик. - Индийское руководство также понимает, что Россия - это только формальный предлог. Основная задача Трампа состоит в реализации давней американской мечты - добиться от Индии снятия таможенных пошлин и ограничений на инвестиции в критические отрасли, продавив выгодную для себя торговую сделку".

На кону - экономический суверенитет Индии за счет расширения позиций в международной торговле, в том числе через БРИКС. "Американский лидер своими внезапными и грубыми эскападами рушит всю индийскую стратегию, вынуждая реагировать жестко", - сказал Юрий Ярмолинский.

МИД Индии достаточно оперативно заявил, что Нью-Дели считает действия США "несправедливыми, необоснованными и неразумными", и примет все необходимые меры для защиты своих национальных интересов. "Уличив недвусмысленно американцев в лицемерии, во внешнеполитическом ведомстве напомнили, что индийский импорт основан на рыночных факторах, и его цель - обеспечение энергетической безопасности 1,4 млрд жителей страны. В свою очередь премьер-министр Нарендра Моди предупредил, что никогда не пойдет на компромисс в отношении интересов своих фермеров, даже если за это придется платить экономическую цену", - отметил эксперт.

Какими будут последствия повышенных пошлин США для Индии?

"Повышение тарифов может сократить индийский экспорт в США на сумму более $86 млрд. Туда уходит около 18% от его общего объема. При этом сама страна только десятый по значимости торговый партнер США. Вместе с тем доля Америки в внешней торговле Индии меньше, чем стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Евросоюза, и не сильно превышает вклад АСЕАН и Китая. Более того, функционирование индийской экономики несравнимо больше зависит от китайского импорта, чем от экспорта в США", - рассказал Юрий Ярмолинский.

Экономика Индии огромна. Это сложный механизм, во многом самодостаточный и сбалансированный. Поэтому американские пошлины ее множественные структурные проблемы кардинально не усугубят. "Протекционизм, закрытость, теневой сектор и другие ее слабые места в моменте становятся плюсами, позволяя сравнительно устойчиво работать даже в стрессовой ситуации. Ключевой индийский экспорт в США пока исключен из списка общих мер. При этом пошлины еще не вступили в силу, они не означают автоматического снижения американского экспорта, уровня политического взаимодействия, а также запрета на инвестиции", - отметил аналитик.

Юрий Ярмолинский подчеркнул, что определенные надежды индийская сторона возлагает на грядущую встречу на Аляске президентов РФ и США, благоприятный исход которой в теории может вообще снять с повестки проблему импорта российской нефти. "Вдохновляющим фактором является и непреклонная позиция Китая, который отказался обсуждать с США свою торговлю с РФ и Ираном, а также промышленную политику. В итоге Вашингтон был вынужден продлить "тарифное перемирие" еще на 90 дней в расчете заключить торговую сделку. Многое также будет зависеть от позиции четырехмиллионной индийской общины в США, выходцы которой занимают высокие посты в американском истеблишменте и достаточно влиятельны, - отметил он. - Китайские наблюдатели, анализируя действия Трампа, делают акцент на завершении экзальтированного этапа отношений Индии и США".

"Индийские элиты и стратеги в силу своего национального менталитета и геополитических амбиций не забудут понесенное публичное унижение. Это мощный удар по их самолюбию. По сути, Индия стала частью американских санкций против России, хотя их экономический эффект пока не очевиден, - подчеркнул аналитик. - В то же время конфликт не станет причиной стратегического разрыва между Вашингтоном и Нью-Дели. Но он, вероятно, подтолкнет индийцев больше торговать со странами ШОС, БРИКС, АСЕАН, Африки при постепенном снижении зависимости от Штатов. Может ускориться процесс дедолларизации внутри БРИКС+, а Азия еще раз задумается по поводу надежности Запада как партнера в целом".

Новые тарифы США могут подтолкнуть Индию к укреплению связей с Россией и Китаем?

"Очевидно, Индия продолжит следовать своим курсом стратегической автономии и мультиприсоединения. Вместе с тем даже The New York Times пишет, что новые тарифы США могут подтолкнуть ее к укреплению связей с Россией и Китаем. Причем несмотря на рекордный дефицит торгового баланса и затяжной пограничный спор с последним. К слову, в день объявления Трампом о "смерти" индийской экономики был подтвержден визит Моди в китайский Тяньцзинь - первый за семь последних лет - для участия в ежегодном саммите ШОС (саммит в Астане 2024 года он пропустил)", - отметил Юрий Ярмолинский.

В последний раз китайский и индийский лидеры встречались на саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 года, напомнил эксперт. "В июне Китай уже посещали советник по национальной безопасности и министр обороны Индии, а в июле - министр иностранных дел. Глава МИД Китая Ван И 18 августа посетит Нью-Дели для переговоров с советником по национальной безопасности Аджитом Довалом, который, в свою очередь, на прошлой неделе был в Москве и встречался с Президентом России. Индийский министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар 21 августа встретится с Сергеем Лавровым. Большая и представительная китайская делегация в мае приняла участие в XX заседании Форума ШОС в Нью-Дели. "Местным" контекстуальным маркером является факт присутствия индийских дипломатов в недавнем приеме посольства КНР в Минске по случаю 98-й годовщины НОАК, - подчеркнул он. - Контакты БИСИ в Нью-Дели, близкие к правительственным кругам, подтверждая высокую вероятность визита в КНР индийского лидера, отмечают, что на повестке стоит также вопрос возобновления замороженного с 2018 года диалогового формата РИК - Россия, Индия, Китай. На это намекали индийские эксперты еще в марте в Москве в кулуарах международной конференции "Россия и Индия: к новой повестке двусторонних отношений", ссылаясь на фактор потепления индийско-китайских отношений".

Все это позволяет предположить, что грядущий саммит ШОС обещает быть весьма насыщенным на интересные события. "Если, конечно, в его преддверии не случится форс-мажорной ситуации. Например, не произойдет очередной острый инцидент в спорном Кашмире. Для этого, как правило, не нужно особых поводов, эскалация там случается зачастую именно под конкретное событие", - сказал аналитик.

"Наметившаяся на пространстве ШОС на фоне тарифно-санкционных манипуляций США тенденция консолидации ее локомотивов открывает окно возможностей и для давно назревающей перезагрузки белорусско-индийских отношений. В целях информационно-аналитического сопровождения сопутствующих процессов БИСИ совместно с индийскими партнерами продолжает последовательно и целенаправленно продвигать идею запуска белорусско-индийского экспертного диалога "Немига-Ямуна", - дополнил Юрий Ярмолинский.