Дата публикации

Чернобай: сдерживание Китая, а также России – главный приоритет в деятельности НАТО

Беларусь выступает против агрессивной политики Североатлантического альянса на наших западных рубежах. Также большое внимание нам теперь приходится уделять и обеспечению безопасности на южном направлении – поставки вооружений из США, ЕС, Англии идут в Украину полным ходом, что увеличивает в регионе в том числе и террористические риски. При этом, глава НАТО Йенс Столтенберг заявил, что лидеры стран – членов альянса на предстоящем саммите в Испании (28-30 июня) пересмотрят позицию блока по Китаю и влияние подъема этой страны на безопасность блока. Что же под этим «громким» посылом сегодня подразумевают западные стратеги? Ситуацию для sb.by прокомментировал военный аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Андрей Чернобай:

Андрей Чернобай

– Растущий экономический, технологический и военный потенциал Китая уже не первый год является раздражающим фактором для НАТО. Наиболее явно это раздражение стало проявляться в последнее время. Так, в отчете «НАТО 2030», опубликованном в 2020 году, от Североатлантического альянса требовалось уделить больше времени, ресурсов и действий «для решения проблем безопасности, создаваемых Китаем». По итогам состоявшегося в 2021 году в Брюсселе саммита НАТО было заявлено, что активные действия Китая представляют «системный вызов» для безопасности блока. В мае 2022 года недвусмысленные заявления относительно «китайской угрозы» сделал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, что вызвало решительный протест Пекина.

Лидеры отдельных западных стран откровенно рассуждают о возможности сдерживания Китая с использованием военно-политических механизмов НАТО, распространения влияния альянса на Азиатско-Тихоокеанский регион. Например, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс призвала к созданию глобальной организации НАТО, заявив, что одновременно с обеспечением безопасности европейской зоны Североатлантический альянс также должен «заботиться о безопасности Индо-Тихоокеанского региона». Видимо, неслучайно на заседание Военного комитета НАТО по обороне 19 мая в Брюсселе были приглашены Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия.

Сегодня многие страны в Индо-Тихоокеанском регионе стремятся поддерживать доброжелательные отношения и сотрудничество с Китаем, что не устраивает США и их союзников. Поэтому план «глобального НАТО» следует рассматривать не иначе, как инструмент борьбы с влиянием Пекина и одновременно продвижения интересов США в стратегически важные регионы Тихого и Индийского океанов.

Можно констатировать, что сдерживание Китая и России становится главным приоритетом в деятельности Североатлантического альянса. Недаром, рассуждая о новой стратегической концепции НАТО, принятие которой ожидается на мадридском саммите, госсекретарь США Энтони Блинкен среди вызовов альянсу отметил быструю милитаризацию Китая и его безграничную дружбу с Россией.