Начальник отделения Белорусского института стратегических исследований по Брестской области, кандидат политических наук Эдуард Северин рассказал Zarya.by о предпосылках изменения статуса Всебелорусского народного собрания, полученных им законодательных полномочиях и новом значении в жизни страны.
– Можно ли сказать, что следствием происходящих в обществе изменений становится, в том числе, модернизация политической системы белорусского государства?
– Надо признать: мы живем в период трансформации не только политической системы, но и отношений в социальной сфере, экономических отношений, системы ценностей, которые существовали традиционно. Являясь отражением социально-политического устройства и менталитета граждан, вместе с развитием общества Основной Закон и сам постоянно совершенствуется и переживает конституционные реформы.
По сути, изменения и дополнения в Конституцию запустили процесс создания уникальной и более эффективной модели политической системы. Соответственно, изменения затронули и ВНС – высший представительный орган, предназначение которого стабилизировать и укреплять белорусскую государственность, определять направления развития, обеспечивать незыблемость конституционного строя.
Всё это в общем и целом будет содействовать разрешению ряда накопившихся в обществе вопросов – начиная от политики и заканчивая социальной сферой. При этом надо понимать: конституционная реформа – не одномоментное действие. Тем не менее какие-то конкретные принципы реформирования должны быть обозначены в рамках ВНС.
– Чем мотивировалось изменение статуса Всебелорусского народного собрания на нынешнем этапе?
– Собрание – это коллективный орган, который решает, по какому пути пойдет страна. За годы независимости Республики Беларусь институт Всебелорусского народного собрания зарекомендовал себя как значимый орган народовластия, который, не являясь классическим государственным органом, закрепляет государственный курс развития. Представленный ранее проект Закона Республики Беларусь о ВНС являлся логическим развитием темы приведения норм законодательства в соответствии с обновленной Конституцией. Принципиально новым моментом в этой связи стало включение ВНС в сложившуюся систему государственного управления.
На белорусских землях издавна существовали традиции народовластия. Процесс становления и развития белорусской государственности в различные историко-политические периоды характеризовался появлением новых, соответствующих духу времени и социально-политическим запросам, представительных органов. Придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию стало закономерным итогом развития белорусской политической системы на этапе суверенитета и независимости.
Почему было важно закрепить статус ВНС в Основном Законе страны? Наша государственность сформировалась, пройдя долгий и сложный исторический путь. Это в значительной мере повлияло на особенности государственного строительства и функционирования политической системы. Традиционным для белорусского народа является его вовлеченность в решение стратегически важных задач, направленных на сохранение и укрепление собственной государственности. Именно регулярное проведение общереспубликанских народных форумов гарантирует стабильность выбранного политического пути.
Консолидированный формат рассмотрения ключевых задач и направлений развития государства обоснованно закрепился в суверенной истории: с 1996 года в республике прошло шесть Всебелорусских народных собраний. Фактически их можно считать прологом к нынешнему конституционному реформированию. Вполне логично, что ВНС потребовалось закрепления своего правового статуса.
Предусмотренные изменения направлены на развитие политической системы Республики Беларусь, расширение участия граждан и общественных институтов в процессах принятия значимых для страны решений. Таким образом, Всебелорусское народное собрание становится ключевым инструментом решения задач развития страны, укрепления единства народа и обеспечения диалога власти и общества.
– Почему важно привлекать граждан к процессу разработки нормативно-правовых актов, что наблюдалось на конкретном примере того же законопроекта о Всебелорусском народном собрании?
– Право участвовать в решении государственных дел закреплено в нашей стране официально. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается через обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов.
Мы вступаем в новый этап развития белорусского общества и государства. На уровне правового пространства должны быть заложены механизмы, которые будут противодействовать возникающим угрозам как внутри страны, так и извне. Участие в разработке законов делает причастным каждого гражданина к формированию правого пространства. В этом деле очень важно прислушиваться к инициативам и пожеланиям с мест.
С 24 октября по 2 ноября 2022 года в республике проводилось публичное обсуждение, в том числе на сайте «Правовой форум Беларуси», проекта Закона «О Всебелорусском народном собрании». За указанный период поступило 456 предложений и откликов граждан. Примечательно, что абсолютное большинство предложений по законопроекту о ВНС носили конструктивный характер.
Общественное обсуждение законопроектов об изменении Избирательного кодекса Беларуси и о Всебелорусском народном собрании отличалось повышенной активностью во всех уголках страны. Не стал в данном плане исключением и первый регион. Проект Закона «О Всебелорусском народном собрании», в частности, обсуждался на диалоговых площадках в Березе на собрании актива ветеранской организации, на встречах с трудовым коллективом предприятия «Жабинковский комбикормовый завод», студентами и преподавателями Брестского государственного технического университета.
– На какие основные моменты сделан акцент в Законе «О Всебелорусском народном собрании»?
– Сейчас уже можно говорить о том, что реализация данного Закона придаст новый импульс государственному развитию. Всебелорусское народное собрание, сформированное на демократических началах, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.
Еще до подписания Закона Главой государства в феврале на уровне проекта анонсировались срок полномочий ВНС и требования, предъявляемые к его делегатам. Целью документа является реализация конституционных норм о Всебелорусском народном собрании, закрепление его правового статуса как высшего представительного органа народовластия, а также определение порядка формирования и деятельности. К делегатам ВНС отнесены Глава государства, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов, а также гражданского общества. Спектр полномочий широк, касаясь принятия решений об утверждении наиболее важных для страны документов (основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности, программы социально-экономического развития), о внесении Президенту предложения о проведении республиканского референдума, об избрании судей Конституционного и Верховного судов, членов ЦИК, освобождении их от должности, об установлении праздников, праздничных дней и памятных дат, о введении чрезвычайного или военного положения, о возможности направления военнослужащих за пределы страны для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
– Что отличает ВНС от других существующих институтов политической системы Беларуси?
– Прежде всего, Всебелорусское народное собрание в полном смысле слова не относится ни к одной из традиционных ветвей власти. Исходя из логики его формирования и закрепленных компетенций, данный представительный орган призван консолидировать усилия различных органов государства и наиболее весомых конструктивных субъектов гражданского общества, объединив таким образом усилия экспертов из самых разных сфер белорусского общества для решения конкретных задач и достижения стратегических целей.
Всебелорусское народное собрание должно иметь достаточно полномочий для выполнения своей основополагающей функции – способствовать сохранению мира и стабильности, преемственности поколений и гражданского согласия. Соответственно, масштабность полномочий Собрания предполагает и особый характер его решений, которые принимаются большинством от полного состава, являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения госорганов, противоречащие интересам национальной безопасности.
С учетом норм Конституции страны решения ВНС будут обладать высшей юридической силой после Основного Закона и решений республиканских референдумов. Таким образом, ВНС должно формироваться не вместо, а в дополнение к существующей в Беларуси политической системе, совершенствуя ее, укрепляя, обеспечивая еще большую прозрачность деятельности властных структур, их подотчетность народу.