Дата публикации

Эксперт БИСИ объяснил, зачем Беларуси менять концепцию нацбезопасности

Военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай в проекте "По факту: решения Первого" на YouTube-канале БЕЛТА рассказал, как в последнее время трансформировались вызовы и угрозы и почему из-за этого надо менять концепцию национальной безопасности.

Эксперт убежден, что обновление концепции национальной безопасности назрело объективно. Действующая редакция документа принята более 10 лет назад, а за это время произошли существенные изменения как в Беларуси, так и в мире - взаимоотношения между глобальными центрами силы - США, Россией, Китаем, странами НАТО - стали совсем иными.

Когда принималась предыдущая концепция национальной безопасности, никто не знал, что будет Украина 2014 года и 2022 года, обратил внимание Андрей Чернобай. По его мнению, никто также не мог предвидеть обострение по поводу Тайваня, которое произошло в текущем году. "Казалось бы, Тайвань, Китай далеко. Но Китай - это наш основной геостратегический союзник, соответственно его геополитическое благополучие для нас тоже очень важно", - сказал военный аналитик.

Он обратил внимание на существенную трансформацию угроз национальной безопасности Беларуси: появились новые вызовы и угрозы, в частности, пандемия 2020 года, миграционный кризис (Беларусь всегда была транзитной страной для мигрантов, но не в таком масштабе, как это случилось в 2021 году), трудовая миграция граждан нашей страны в сопредельные страны.

Важно и то, что за последние годы практически разрушилась международная правовая, договорная система, которая обеспечивала контроль над вооружением и позволяла сохранять безопасность в регионе, Европе, мире, подчеркнул эксперт. США и НАТО в этом году практически аннулировали действие основополагающего акта о взаимоотношениях по линии Россия - НАТО от 1997 года.

"Совершенно иными стали и угрозы в военной сфере. Мы видим, как расширяется блок НАТО. За время действия концепции, казалось бы, только две страны вступили в НАТО - Черногория и Северная Македония. Но мы видим, что сейчас идет процесс вступления Швеции и Финляндии. Надо не забывать, что это Балтика, Арктика. В условиях санкционного давления мы вынуждены пользоваться портами России как на Балтийском море, так и северным морским путем для доставки наших грузов, продукции, в тот же Китай", - отметил Андрей Чернобай.

Он обратил внимание, что США значительно усилили свое военное присутствие в Европе - до 100 тыс. и более военнослужащих на фоне специальной военной операции в Украине. "Причем порядка трех пятых от этого количества находятся на постоянной основе, - сказал военный аналитик. - С 2014 года США проводят операцию "Атлантическая решимость", войска США на ротационной основе находятся в странах Центральной и Восточной Европы. С 2017 года в 4 странах (Литва, Латвия, Польша, Эстония) такая операция, как расширенное передовое присутствие НАТО, многонациональные батальонные группы войск (развернуты в этих странах. - Прим. БЕЛТА). После мадридского саммита НАТО в июне текущего года таких групп стало еще на 4 больше - Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия. Более того, принято решение об увеличении их с уровня батальонных групп до бригадных".

Эксперт также акцентировал внимание на наращивании военной инфраструктуры в странах Балтии: "Мы знаем, что в Литве сейчас практически заново строятся три военных городка: в Пабраде, Казлу-Руде и Калварии. 4-5 октября в Литву прибыли войска Германии, 41-й танковой бригады. Они будут проводить учения вместе с литовскими вооруженными силами".

Аналогичная работа проводится и с объектами инфраструктуры в Латвии и Эстонии - они тоже готовятся принять войска НАТО в расширенном количестве - бригады и дивизии, подчеркнул Андрей Чернобай.

"Мы видим, какие процессы происходят в Польше. На начало этого года численность вооруженных сил была примерно 120 тыс. человек. Поставлена задача увеличить эту численность до 300 тыс. Причем только военнослужащих - порядка 250 тыс. человек, то есть в два раза, - привел он ряд примеров. - Недавно был заключен контракт (самый большой в истории Польши, на $15 млрд) с Южной Кореей. Польша там закупает порядка 1 тыс. танков К2 (самые современные в мире танки на данный момент), порядка 800 гаубиц К9, около 50 самолетов, которые можно назвать многоцелевыми". Также, по его словам, заключен контракт на поставку Польше 250 танков "Абрамс" производства США , самолетов F-35. Таким образом, Польша в 2023 году собирается увеличить свои военные расходы до 3% ВВП, а в перспективе до 5% ВВП, утверждает эксперт.

Он подчеркнул, что за последнее время изменились формы и способы ведения боевых действий: "Мы видим на примере конфликта в Нагорном Карабахе, СВО в Украине, какую роль получают высокоточное оружие, реактивные системы залпового огня, беспилотники".

"Разумеется, все эти вопросы необходимо учитывать и при военном строительстве Республики Беларусь", - подчеркнул военный аналитик, добавив, что нужно повышать значимость оборонно-промышленного комплекса страны. Он убежден, что спецоперация в Украине ясно дала понять, насколько важно иметь свою базу для производства вооружения, военной техники, боеприпасов, насколько важно иметь запасы и того, и другого. "Конечно, важнейшее значение имеет моральный дух населения, военнослужащих. Высшим проявлением патриотизма граждан является готовность защитить свое Отечество с оружием в руках. Не просто гордость за страну, за обладание паспортом конкретного государства, а именно готовность к его защите", - заявил Андрей Чернобай.